Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Ленинского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 620149, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, д.10а, Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №53 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 53 (далее МАДОУ). 1.2. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы построения внутренней системы оценки качества образования в МАДОУ, организационную и функциональную структуру и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования. 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения дошкольниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП ДО) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (далее - МАДОУ ). Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно - общественного управления Учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. 1.5. Положение распространяется на деятельность всех работников МАДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на работников, работающих по совместительству. 1.6. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи, принципы ВСОКО 2.1. Цели ВСОКО: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в МАДОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. 2.2. Задачи: -получение объективной информации о функционировании и развитии образования в МАДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на динамику качества образования; -организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; -предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; -принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; -прогнозирование развития образовательной системы МАДОУ. 2.3. Основными принципами ВСОКО являются целостность, оперативность, информационная открытость и доступность информации. 3. Основные направления ВСОКО: - оценка соответствия ООП ДО требований нормативно-правовых документов; -оценка соответствия условий реализации ООП ДО требований нормативноправовых документов; -оценка соответствия результатов ООП ДО требований нормативно-правовых документов; -оценка параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством деятельности МАДОУ. 3.1. Оценка качества условий реализации ООП ДО: - кадровое обеспечение (укомплектованность кадрами, динамика профессионального роста, повышение квалификации, образовательного уровня педагогов); - материально-техническое обеспечение; - учебно-материальное обеспечение (развивающая предметно-пространственная среда, игры, игрушки, дидактический материал, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения и др.); - медико-социальное обеспечение (состояние здоровья воспитанников; организация питания; организация оздоровления воспитанников и др.); - информационно-методическое обеспечение (наличие и использование ПК в работе педагогических работников; обеспеченность методической литературой; оказание методической поддержки всем участникам образовательного процесса и др.); - психолого-педагогическое обеспечение (психолого-педагогическая диагностика; коррекционно-развивающая работа; построение взаимодействия с семьями воспитанников и др.); - финансовое обеспечение (объем средств на реализацию ООП ДО; средняя заработная плата педагогических работников и др.) 3.2. Оценка качества процесса реализации ООП ДО: профессиональное мастерство педагогов; - организация образовательного процесса; - удовлетворенность родителей как заказчиков образования; - уровень эмоционально-психологического благополучия воспитанников; степень социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ. 3.3. Оценка качества результатов реализации ООП ДО: - усвоение воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе; - результаты коррекционной работы; участие воспитанников в конкурсах. 4. Организационная и функциональная структура ВСОКО. 4.1. Организационная структура МАДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию МАДОУ, Педагогический совет, рабочую группу мониторинга МАДОУ, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.) 4.2. Администрация МАДОУ: 4.2.1. Заведующий: - определяет стратегию и тактику реализации задач управления качеством дошкольного образования; - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МАДОУ и приложений к ним; -проводит работу, направленную на выявление представлений педагогов, специалистов и родителей о деятельности МАДОУ; - обеспечивает условия для подготовки педагогов МАДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - участвует в обсуждении вопросов по созданию условий для профессионального развития педагогов, содержания и организации деятельности в МАДОУ творческих групп, проведения семинаров, мастер-классов и инициирует разработку положений об их деятельности; - утверждает программы, направленные на профессиональное развитие воспитателей МБДОО с использованием новых форм повышения квалификации; - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 4.2.2. Заместитель заведующего: - обеспечивает на основе ООП ДО проведение в МАДОУ контрольно-оценочных процедур повопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в МАДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне МАДОУ; - участвует в решении вопросов по нормативному регулированию деятельности воспитателей при использовании комплекта инструментария и разработке локальных актов или Положения, направленных на стимулирование педагогов к предъявлению достоверной информации о развитии детей, организует их профессионально-общественное обсуждение; - создает условия для профессионального развития воспитателей с использованием новых форм повышения квалификации; - разрабатывает механизмы, обеспечивающие открытость информации о деятельности МАДОУ по повышению качества образования; - организует методическую поддержку деятельности воспитателей по обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода к детям при планировании образовательного процесса по результатам наблюдений за развитием детей; 4.3. Воспитатели: - самостоятельно знакомятся с содержанием инструментария оценки качества дошкольного образования и определяют сложности, которые могут возникнуть при его использовании для проектирования образовательного процесса; - проводят наблюдения за развитием детей и вносят их в унифицированную форму «Карты развития ребенка», оценивают уровень своей подготовки и выбирают форму повышения квалификации; - участвуют в работе по повышению квалификации; - участвуют в методических мероприятиях МАДОУ, направленных на совершенствование полученных практических навыков; - взаимодействуют с специалистами МБДОО (учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) по обеспечению индивидуальнодифференцированного подхода к детям путём гибкого планирования образовательного процесса с учетом результатов наблюдений; - организуют работу, направленную на формирование у родителей мотивации для проведения в семье наблюдений за развитием детей, оказывают им методическую поддержку; - по результатам наблюдений за развитием детей в семье и МБДОО осуществляют индивидуальное консультирование родителей по вопросам создания наиболее благоприятных условий для развития ребёнка; 4.4. Рабочая группа мониторинга: разрабатывает инструментарий оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МАДОУ; участвует в разработке критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов МАДОУ; содействует проведению подготовки работников МАДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводит экспертизу психолого-педагогических условий реализации образовательной программы и формируют предложения по их совершенствованию; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МАДОУ. 4.5. Педагогический совет МАДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования МАДОУ ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества условий организации образовательного процесса в МАДОУ , содействует организации работыпо повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МАДОУ по вопросам образования воспитанников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности МАДОУ. 4.6. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; - мониторинговые исследования; - социологические опросы, анкетирование; - отчеты педагогических работников МАДОУ; - посещение занятий, мероприятий и других форм организации образовательной деятельности с детьми, организуемых педагогами МАДОУ; - документация МАДОУ и педагогических работников, регламентирующая организационные аспекты деятельности, особенности организации образовательного процесса и условия реализации образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ. 4.7. Требования к собираемой информации: полнота; конкретность; объективность; своевременность. 4.8. Данные, полученные в результате контрольных мероприятий, отражаются в унифицированной «Карте развития ребенка» и аналитической справке, анализе выполнения годового плана, отчете о результатах самообследования и других отчетных документах МАДОУ. 4.9. Общественное участие в ВСОКО в целях обеспечения информационной открытости деятельности МАДОУ информация о результатах оценки качества образования доводится до основных потребителей результатов ВСОКО через размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте МАДОУ в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». 5. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 5.1 Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 5.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 5.3. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество условий реализации ООП образовательного учреждения. • качество организации образовательного процесса. • качество результата освоения ООП образовательного учреждения. 5.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования. 5.4.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО образовательного учреждения включает в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям - наличие системы психолого-педагогической оценки развития обучающихся, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. - наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья; - наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации); - наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом; - оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.). - динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся; 2) требования к кадровым условиям - укомплектованность кадрами; - образовательный ценз педагогов; - уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК); динамика роста категорийности; - результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 3) требования материально-техническим условиям - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; - информационно - технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) 4) требования к финансовым условиям - финансовое обеспечение реализации ООП бюджетного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного(муниципального) задания. 5) требования к развивающей предметно-пространственной среде - соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям обучающихся; - организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); - наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации); - наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 5.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - результаты лицензирования; - оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий; обеспеченность методическими пособиями и литературой; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; - оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня; - уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды. 5.4.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя: - наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательной Программы; - наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития обучающихся возрастным ориентирам; - наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей; - наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; - динамика показателя здоровья детей; - динамика уровня адаптации детей раннего возраста; - уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ. 5.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. 5.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости - могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 5.7.Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом заведующего МАДОУ. 6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 6.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов системы оценки качества образования; - средствам массовой информации через публичный доклад заведующего МАДОУ; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования наофициальном сайте МАДОУ.