Программа Хореографическая студия Каруселька

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Хореографическая студия «Каруселька»
для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Составители:

Низамбиева Анна
Викторовна
педагог дополнительного
образования

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
2. Тематический план:
- первый год обучения……………………………………………………………….12
- второй год обучения………………………………………………………………..12
- третий год обучения………………………………………………………………..25
- четвертый год обучения………………………………………………………...….31
3. Содержание
программы........................................................................................................................37
4. Планируемые результаты
- первый год обучения……………………………………………………………….40
- второй год обучения………………………………..................................................40
- третий год обучении.................................................................................................40
- четвертый год обучения……………………………………………………………40
6. Формы контроля и оценки результатов…………………………………………….41
7. Методическое обеспечение………………………………………….……………...42
8. Материально-техническое обеспечение………………………………………..….43
9. Организационное обеспечение………………………………..................................44
10.Заключение……………………………..…………………………………………...44
11.Литература………………………………..………………………………………....45

2

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет
«Каруселька». – г. Екатеринбург. – 2024г.
Составитель: Низамбиева А.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет
«Каруселька» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на
удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как
заказчиков образовательных услуг.
Программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Каруселька» разработана
с целью: оздоровлению и физическому развитию ребенка дошкольного возраста в
процессе обучения.

3

1. Пояснительная записка
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью
которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития
дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ,
которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их
способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется
главной задачей современного дополнительного образования и качества
образования в целом.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный
процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно
предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных
образовательных программ независимо от осваиваемой или основной
образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не
регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей,
родителей, других социальных институтов. Содержание современного
дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития
детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его
потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации
развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия
видов деятельности в различных образовательных областях.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Занятия хореографией
приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус,
поскольку танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании
творческой, всесторонне развитой личности.
Всегда
приятно
смотреть
на
человека
грациозного,
пластичного,
жизнерадостного. Формирование этих качеств в ребенке благоприятно сказывается
не только на его физической форме, но и на психологическом состоянии, а так же
на его поведении и ощущении в коллективе. Важно что бы ребенок не только
выучил движения и композицию танца, но и прочувствовал его, внес свое
творчество при его исполнении, ощутил радость свободы, получил возможность
самовыражения.
В возрасте 4 - 7 лет активно идет развитие центральной нервной системы. По
мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У
ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение,
развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность
воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка в этом возрасте
уже можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
К 6 годам у ребенка развивается крупная мускулатура туловища и
конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети
способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут
выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию
воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают
задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при
выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. В этом возрасте
4

также развиваются и коллективистские черты личности. Дети обычно очень
общительны, любят совместные игры, с удовольствием находятся в группе
сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других
людей, способны к сопереживанию.
Основываясь на уникальности дошкольного возраста, проводятся занятия,
способствующие формированию у детей желания и потребности жить в мире
движений, получать удовольствие, наслаждаться красотой движений; развивать у
детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания
детей об истории возникновения танцев. А так же создать атмосферу
эмоционального комфорта, творческой активности.
Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного
хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и
органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и
учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора,
упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий,
анализа уже имеющихся навыков у детей.
Дополнительная общеразвивающая программа - это программа развития
хореографических и музыкальных способностей ребенка.
Способствует обновлению содержания дошкольного образования. Работа по
данному направлению формирует у дошкольников навыки танцевальной техники,
превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые
качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение
контролировать свои движения, действовать в коллективе, обеспечивает
укрепление физического, психического и психологического здоровья детей. Работа
«Танцевальной студии» ведется по программе Матяшиной А.А., «Путешествие в
страну «Хореография»».
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений,
играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной
личности ребёнка. Очень многие родители выбирают для своего ребёнка занятия
танцем, как базового двигательного творчества. Для малышей, как правило, все
начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не
только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет
развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид
искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он
видит этот мир. Детские танцы - это изучение основных средств выразительности
(движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными
впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец
начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений,
зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем
вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Значение хореографических навыков для развития ребенка
• Двигательные практики — развивают представление о строении своего тела и
его пластических возможностях.
• Ритмические упражнения — способствуют развитию самоконтроля и
5

•
•
•
•
•

самоорганизации, а также способствуют развитию концентрации внимания и
памяти.
Растяжки – снимают мышечное напряжение, и способствуют нормализации
работы ослабленной мускулатуры.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Маршевая ходьба (как и прочие перекрестные движения) - развивают
межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма,
способствуют развитию математического мышления.
Упражнения на мелкую моторику – способствует развитию речи.
Изучение
танцевальных
комбинаций
—
влияет
на
развитие
пространственных представлений и организацию себя в окружающем
пространстве.
Основой современного дополнительного образования в ДОУ является
нормативная база, в которую входят следующие документы:

•
•
•
•

•

•
•
•

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013
года № 966О «Лицензирование образовательной деятельности»
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - 273-ФЗ
РФ от 29.12.2012
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательная программа
дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России от 7.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
Письмо Минобразования России от 21.07.1995 № 52-М «Об организации
платных дополнительных образовательных услуг»
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Налоговый кодекс РФ
Цель программы
Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени.
Задачи
Обучающие:
6

Познакомить детей с различными видами танцев.
Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров.
Чувствовать и контролировать собственное тело.
Исследование двигательных возможностей и расширение их.
Укрепление мышечного тонуса.
Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе
над пластическими образами.
7. Формирование ловкости и координации движений.
8. Обучить основам импровизации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.

Развивающие:
Развитие музыкальности.
Развитие внимания, памяти, мышления, пространственных функций.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Развитие чувства ритма.
Развитие выразительности движения.

1.
2.
3.
4.
5.

Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям ритмикой.
Формирование самоконтроля поведения.
Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях.
Воспитание умения выполнять ритмические движения слаженно.
Развитие мышления, воображения, познавательной активности.
Принципы программы

Работа по формированию гармонично развитой
построена на основе следующих принципов:

творческой личности

• Комфортность - атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, создание для каждого ситуации успеха;
• Погружение каждого ребенка в творческий процесс реализация творческих задач достигается путем использования в
работе активных методов и форм обучения;
• Опора на внутреннюю мотивацию - с учетом опыта ребенка
создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что
обеспечивает естественное повышение работоспособности;
• Постепенность - переход от совместных действий взрослого и
ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого
до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых
знаний»;
• Вариативность - создание условий для самостоятельного
выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий,
материалов, техники и др.;
7

• Индивидуальный подход - создание в творческом процессе
раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка,
атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические
особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит
комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности
в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог)
продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок
учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать
нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое;
• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной
основе;
• Принцип интеграции - интегративный характер всех аспектов
развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных,
социально-нравственных, интеллектуальных.

2. Тематический план
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж)
Подобные упражнения следует включать в начало занятий, т.к. их исполнение
способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого
настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого
детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.
2. «Парные и круговые пляски»
Это, пожалуй, незаменимый материал для проведения развлечений,
утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также отличается
8

доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки
зрения включения в любую праздничную программу.
3. «Сюжетные и характерные танцы», «танцы-игры»
Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются
доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно
оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара
детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений.
4. «Наше наследие»
Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом разделе.
Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также нравятся детям, как и
20-30 лет назад и пользуются большим успехом у зрителей
Музыкальные композиции отличаются высочайшим качеством отбора и
записи музыки, что особенно ценно, простотой танцевальных движений, что
позволяет без напряжения, щадя психику и здоровье воспитанников, с
удовольствием разучивать их и использовать на праздниках и в быту.
Обучение танцам детей дошкольного возраста направлено на развитие
музыкального восприятия, стремления двигаться легко и пластично, получая от
этого наслаждение, в соответствии с характером произведения; формирование
любви к танцевальным и ритмическим движениям.
Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения движений
гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, плясок, танцев, а также танцевальное и
игровое творчество. В процессе разучивания упражнений следует следить за
осанкой, координацией рук и ног, взаимосвязью движения с музыкой;
пластичностью, четкостью и легкостью движений.
Преподаватель, работая над движением, стремится создать атмосферу
творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя. Помогают ребенку
забыть о своей неумелости образные ситуации.
При выборе методических приемов нужно ориентироваться на возможности
детей и особенности каждого произведения.
5. «Ознакомление с пространственными отношениями»
Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца. Занятия
строятся на примере любого хороводного танца с использованием всевозможных
интересных, но несложных рисунков и несложной лексики. В работу можно
включать дополнительные предметы: платки, цветы, корзины и т.д. Дети должны
четко выполнять рисунки в пространстве. Усвоить условные обозначения, уметь
самим создавать всевозможные рисунки на бумаге.
Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми старшего
дошкольного возраста, т.к. они способны уже посредством движений развить и
передать художественный образ, для которого характерно сопоставление
контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер,
ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Чтобы научить
ребенка передавать свои эмоциональные переживания через движения,
необходимо развивать у них способность владеть своим телом, для чего
9

существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, устойчивость
или слитность движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять
музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое
вызывает музыкальное произведение.
6.«Музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы»
Упражнения могут усложняться за счет требований по их техническому
выполнению. Поэтому
вводиться
дополнительное время, где разводятся
постановки танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических упражнений
вводятся элементы гимнастических упражнений.
Дети этого возраста должны учиться выполнять движения с точной
передачей характера музыки, в соответствии с темпом и ритмом.
Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение,
образное мышление.
7. «Танцы»
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является
развитие у детей танцевальной выразительности. Процесс обучения детей танцам
начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основные
его техники, знакомит с используемыми на занятиях командами для начала
выполнения движения танца.
8. «Творческое воображение»
В программу творческого воображения включены разные типы
конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств и
способов организации познавательной деятельности, дающих большой эффект в
развитии этих способностей. Тематика заданий разнообразна. Она включает
знакомство с особенностями пластики тела, рук, головы. Это выражение разного
состояния или образа.
Не менее важной остается проблема выбора приемов и методов обучения,
которые призваны создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно
использовать игровой метод, позволяющий ребенку органично проникнуть в
художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение
движений и помогающий координировать движение с музыкой .
Выразительная разговорная речь, тесно связанная движением, музыкальной
интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и
музыку.
В работе над движением уместно развивать детское творчество, для чего
целесообразно использовать различные приёмы: прослушать музыку, определить
её характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца
или игры; выполнять упражнения с воображаемым предметом; угадать, что
показывает мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, выразительное
движение персонажа; отобразить в той или иной игре взаимоотношения
персонажей, находящихся в эмоциональном состоянии, самостоятельно придумать
игру, танец.
10

Календарно-тематический план
Первый год обучения.
Младшая группа.
Месяц

Наименование разделов, блоков, тем

Сентябрь Занятие № 1
1.Упражнения для вводной части занятия «Улыбка»
В. Шаинского ( книга № 2, стр.6)
2. Игра «Делай, как я!» (книга № 6, стр. 46)
3. Хоровод «Калинка» (книга № 1, стр. 9)
Занятие № 2
1.Упражнение «Колобок»(книга № 8, стр. 7)
1. Танец «Коробейники» (книга № 1, стр. 7)
2. Игра «Зайцы и медведь».
3. Игра «Делай, как я!».
Занятие № 3
1. Полька с гирляндами(книга № 3, стр. 37)
2. Танец-игра с цветами (книга № 4, стр.12)
3. Хоровод «Калинка»(книга № 1, стр. 9)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Октябрь Занятие № 1
1. Упражнения для вводной части занятия «Улыбка»
В. Шаинского ( книга № 2, стр.6)
2. Сюжетный танец «Зонтики и дождик» (книга №3,
стр. 34)
3. Танец-игра «Танец с ложками» (книга 4, стр. 19)
Занятие № 2
1. 1.Упражнение для рук (книга № 3, стр. 34)
2.Танец «Веселая полька» (книга № 1, стр. 17)
3.«Игра с колокольчиком» («Колокольчик» № 12,
ст стр.4)
Занятие № 3
1.Танец «Веселая полька»(книга № 1, стр. 17)

Всего
часов

Ко

практич

2ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

11

Ноябрь

Декабрь

Январь

2.Танец «Дворники и листочки» (книга № 4, стр. 24)
3. Танец «Коробейники (книга № 1, стр. 7)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
1.Танец «Веселая полька» (книга №1, стр. 17)
2.Парный танец «Парижский гомен» (книга №3, стр.
18)
3.Игра «Если нравится тебе, то делай так» (книга №
2, стр. 45)
4.Танец с цветными шарами (книга №3, стр. 18)
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Танцуйте
сидя» (книга № 2, стр.7)
2.Выход на Новогодний праздник «Зима». (книга №
5, стр.12)
3.Танец медведей. (книга №1, стр. 28)
4.Игра в снежки. (книга №1, стр.80)
Занятие № 3
1.Спортивный тренаж (книга №3, стр. 6)
2.Танец вокруг елки, полька Штрауса.
(книга №5, стр.15)
3.«Буги-вуги» – муз. игра.(книга №4, стр.10)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор
Занятие № 1
1.«Веселый тренаж» (книга №4, стр.9)
2. Танец «Пингвины» (книга №2, стр.29)
3.Образно-игровая композиция «Мышки с сыром»
(книга №1, стр.33)
4.Игра с Дедом Морозом (книга №5, стр.19)
Занятие № 2
1.«Веселый танец» (книга №3, стр.12)
2.Хоровод вокруг елки (книга №5, стр.20)
3.Танец скоморохов. (книга №5, стр.14)
4.Танец Льдинок (книга 5, стр.13)
5.Игра с Дедом Морозом «Валенки»
Занятие № 3
Закрепить умения детей , повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
Закрепить умения детей , повтор пройденного
материала.

1ч

+

2ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

12

Февраль

Март

Занятие № 2
1.Тренаж «Улыбка» (книга № 2, стр.6)
2.Парный танец. (книга №2, стр.16)
3.Игра «Зимушка» (Колокольчик №12, стр.15)
Занятие № 3
1.Танец «Веселая полька» (книга №1, стр. 17)
2.Танец «Смени пару»(книга №2, стр. 17)
3.Танец-игра «Веселые зайчата» (книга №5, стр. 22)
Занятие № 4
1.«Веселый тренаж» (книга №4, стр. 9)
2.«Новогодний оркестр» танец-игра (книга №2, с.30)
3.«Игра в снежки» (книга №1, стр. 30)
4.Танец-игра «Мышки с сыром» (книга №1, стр.33)

2ч

+

3ч

+

2ч

+

Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга №1, стр.6)
2. «Казачок» –парный танец (книга №3, стр11)
3. Танец «Веселая полька» (книга №1, стр. 17)
4.Игра «У солдат порядок строгий…»
Занятие№ 2
1.Музыкально-ритмичекая разминка «Канарейка»
(книга №2, стр. 12)
2.Танец «Яблочко» (книга №4, стр.39)
3.Танец игра с ложками.(книга №4, стр.19)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга №1, стр.6)
2.Парный танец «Кнопочка» (книга №3, стр.20)
3.Игра «Барашки и волк»(Колокольчик № 12, стр.12)
Занятие № 1
1.Весенняя разминка «Воробушки» (книга №8,стр11)
2.Танец «Веселая капель»
3. Танец с цветами (книга №1, стр.44)
4.Игра-тренаж «Буги-вуги» (книга №4, стр.10)
Занятие № 2
1.«Приокская кадриль» (книга №2, стр.20)
2.Танец-игра с цветами и веточками.(книга №4, с.12)
3.Танец «Веселая капель»
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнене «Танцуем
сидя» (книга №2, стр.7)
2.Танец с зонтиками.
3.Игра «Море волнуется…»

3ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

1ч

+
13

Апрель

Май

Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
1.«Веселая разминка»
(кассета «Все мы дружим с песенкой»)
2.«Полька тройками»(книга №5, стр. 37)
3.Игра «Баба-Яга»(Колокольчик №12, стр.14)
Занятие № 2
1.Веселый тренаж «Бабка-Ежка»(книга № 5, стр.8)
2.Танец с султанчиками (книга №4, стр.36)
3.Игра «Если нравится тебе…»(книга №2, стр45)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Руки
вверх» (книга №2, стр.8)
2.Танец «Пляска зайчиков и зверушек-музыкантов»
(книга №4, стр.23)
3.Игра «Медведь и пчелы» (Колокольчик №12, стр.9)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
1.Ритмическое упражнение «Раз, два, три!» (книга
№2, стр.11)
2.Танец «Из чего же, из чего…»
(кассета «Любимые песни детства)
3.Танец «А я солнышко люблю» (кассета
«Солнышко»)
4.Игра «Аист и лягушки» (Колокольчик №12, стр. 11)
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическое упражнение
«Канарейки» (книга №2, стр.12)
2.Танец «Дорога к солнцу»
3.Игра «Зайцы и медведь»
Занятие № 3
1.Упражнение «Пони» (книга №8, стр. 9)
2.Танец «Кантри» (сборник №4, стр.88)
3.«Большой хоровод»
4.Игра «Карусель»
Занятие № 4
Закрепить умения детей , повтор пройденного
материала.
ИТОГО

3ч

+

2ч

+

2ч

+

1ч.

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

1ч

+

7
14

Второй год обучения.
Средняя группа (4 - 5 лет)
Месяц

Наименование разделов, блоков, тем

Сентябрь Занятие № 1
1.Упражнения для вводной части занятия «Улыбка»
В. Шаинского ( книга №2, стр.6.)
2.Хоровод «Калинка»(книга №1, стр. 9)
3.Игра «Делай, как я!» (книга № 6, стр. 46)
Занятие № 2
1. Упражнение «Колобок»(книга № 8, стр. 7)
2. Танец «Коробейники» (книга №1, стр. 7)
3. Игра «Зайцы и медведь».
4. Игра «Делай, как я!».
Занятие № 3
1.Упражнение на перестроение «33 коровы» (книга
№1, стр 5)
2.Полька с гирляндами.(книга №3, стр. 37)
Танец-игра с цветами (книга №4, стр.12)
Занятие № 4
Закрепить умения детей , повтор пройденного
материала.
Октябрь Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Капельки»
(книга №1, стр. 7)
2.Сюжетный танец «Зонтики и дождик» (книга №3,
стр. 34)
3.Танец-игра «Танец с ложками» (книга 4, стр. 19)
Занятие № 2
1.Упражнение для рук (книга №3, стр. 34)
2.Танец «Веселая полька» (книга №1, стр. 17)
3.«Игра с колокольчиком№ («Колокольчик» №12,
стр.4)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Руки
вверх» ( книга № 2, стр. 8)
2.Танец «Дворники и листочки» (книга №4, стр. 24)
3.«Финский танец» ( книга №4, стр. 37)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.

Всего
часов

Ко

практич

2ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

1ч

+

15

Ноябрь

Декабрь

Январь

Занятие № 1
1. «Веселый тренаж» – песня «Бабка-Ежка» (книга
№5, стр. 8)
2.Парный танец «Парижский гомен» (книга № 3, стр.
18)
3.Игра «Если нравится тебе, то делай так» (книга №
2, стр. 45)
4.Танец с цветными шарами. (книга № 3, стр. 18)
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Танцуйте
сидя» (книга № 2, стр.7)
2.Выход на Новогодний праздник «Зима». (книга №
5, стр.12)
3.Танец медведей. (книга №1, стр. 28)
4.Игра в снежки. (книга №1, стр.80)
Занятие № 3
1.Спортивный тренаж (книга №3, стр. 6)
2.Танец вокруг елки, полька Штрауса. (книга № 5,
стр.15)
3.«Буги-вуги» – музыкальная игра.(книга №4, стр.10)
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор
Занятие № 1
1.«Веселый тренаж» (книга № 4, стр.9)
2.Танец «Пингвины» (книга № 2, стр.29)
3.Образно-игровая композиция «Мышки с сыром»
(книга № 1, стр.33)
4.Игра с Дедом Морозом (книга № 5, стр.19)
Занятие № 2
1.«Веселый танец» (книга № 3, стр.12)
2.Хоровод вокруг елки (книга № 5, стр.20)
3.Танец скоморохов. (книга № 5, стр.14)
4.Танец Льдинок (книга 5, стр.13)
5.Игра с Дедом Морозом «Валенки»
Занятие № 3
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 2
1.Тренаж «Улыбка» (книга № 2, стр.6)
2.Парный танец. (книга № 2, стр.16)
3.Игра «Зимушка» (Колокольчик №12, стр.15)

2ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

1ч

+

2ч

+

16

Занятие № 3
1.Тренаж «Улыбка» (книга № 2, стр.6)
2.Танец «Смени пару» (книга № 2, стр. 17)
3.Танец-игра «Веселые зайчата»(книга № 5, стр. 22)
Занятие № 4
1.«Веселый тренаж» (книга №4, стр. 9)
2.«Новогодний оркестр» танец-игра (книга № 2,
стр.30)
3.«Игра в снежки» (книга №1, стр. 30)
4.Танец-игра «Мышки с сыром» (книга № 1, стр.33)
Февраль

Март

Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга №1, стр.6)
2. «Казачок» – парный танец (книга №3, стр11)
3.»Марш суворовцев»
4.Игра «У солдат порядок строгий…»
Занятие№ 2
1.Музыкально-ритмичекая разминка «Канарейка»
(книга №2, стр. 12)
2.Танец «Яблочко» (книга №4, стр.39)
3.Танец игра с ложками. (книга №4, стр.19)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга №1, стр.6)
2.Парный танец «Кнопочка» (книга № 3, стр 20)
3.Игра «Барашки и волк»(Колокольчик № 12, стр.12)
Занятие № 1
1.Весенняя разминка «Воробушки» (книга №8,стр11)
2.Танец «Веселая капель»
3.Танец с цветами (книга №1, стр.44)
4.Игра-тренаж «Буги-вуги» (книга №4, стр.10)
Занятие № 2
1.«Приокская кадриль» (книга №2, стр.20)
2.Танец-игра с цветами и веточками. (книга №4,
стр.12)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмичекое упражнене «Танцуем
сидя» (книга №2, стр.7)
2.Танец с зонтиками.
3.Игра «Море волнуется…»
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного

3ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

1ч

+
17

Апрель

Май

материала.
Занятие № 1
3ч
1.«Веселая разминка» (кассета «Все мы дружим с
песенкой»)
2.«Полька тройками»(книга №5, стр. 37)
3.Игра «Баба-Яга»
(Колокольчик №12, стр.14)
2ч
Занятие № 2
1.Веселый тренаж «Бабка-Ежка» (книга № 5, стр.8)
2.Танец с султанчиками (книга № 4, стр.36)
3.Игра «Если нравится тебе…» (книга № 2, стр45)
2ч
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Руки
вверх» (книга №2, стр.8)
2.Танец «Пляска зайчиков и зверушек-музыкантов»
(книга №4, стр.23)
3.Игра «Медведь и пчелы» (Колокольчик №12, стр.9)
1ч
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
Занятие № 1
3ч
1.Ритмическое упражнение «Раз, два, три!» (книга №
2, стр.11)
2.Танец «Из чего же, из чего…» (кассета «Любимые
песни детства)
3.Танец «А я солнышко люблю» (кассета
«Солнышко»)
4.Игра «Аист и лягушки» (Колокольчик №12, стр. 11)
Занятие № 2
2ч
1.Музыкально-ритмическое упражнение
«Канарейки» (книга №2, стр.12)
2.Танец «Дорога к солнцу»
3.Игра «Зайцы и медведь»
Занятие № 3
2ч
1.Упражнение «Пони»(книга № 8, стр. 9)
2.Танец «Кантри» (сборник №4, стр.88)
3.«Большой хоровод»
4.Игра «Карусель»
1ч
Занятие № 4
Закрепить умения детей, повтор пройденного
материала.
ИТОГО
72 часа

+

+

+

+

+

+

+

+

18

Третий год обучения.
Старшая группа (5 - 6 лет)
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Наименование разделов, блоков, тем

Всего
часов

Ко

практичес

Занятие № 1
1.Упражнение «Улыбка» (книга №2, стр.6)
2. «Гармонист Тимошка»(кассета «Танцуй и пой)
3.Игра «Казак – шапку лови!»
Занятие № 2
1.«Марш-парад» (книга №2, стр.6)
2. «Танец с зонтиками»
3.Игра «Достань платок»
Занятие № 3
1.Упражнение на перестоение «33 коровы» (книга №
1, стр.5)
2.Танец с платками
3. Игра «Чебуранчик»
Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Капельки»
(книга №1, стр.7)
2. Танец с листочками и дождиком (книга №2, стр.33)
3.Танец «Игра с ложками»
(книга №4, стр.19)
Занятие № 2
1.Упражнение «Колобок»(книга № 8, стр7)
2.Танец «Кикимора» (кассета №4, «День рождения»)
3.Игра «Делай как я!»
Занятие № 3
1.Упражнение для рук (книга №4, стр. 7)
2.Хоровод «Сударушка» с платочками.
3.Игра «Ударь в бубен»
Занятие № 4
1.Упражнение на выворачивание круга (книга №3,
стр.35)
2.Танец с балалайками.
3.Игра «Буги-вуги» (книга №4, стр. 10)

2ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

Занятие № 1
1.«Веселый тренаж» (книга №4, стр.9)
2.«Чешский галоп « (книга №5, стр.16)
3.Танец фонариков. (книга №5, стр. 17)
Занятие № 2

2ч

+

3ч

+
19

Декабрь

Январь

Февраль

1.«Веселый тренаж»- песня «Бабка Ежка» (книга №5,
стр.8)
2.«Коза и семеро козлят»(книга №5, стр. 21)
3.Игра «Если нравится тебе..» (книга №2, стр.45)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Танцуйте
сидя» (книга № 2, стр.7)
2.Хоровод вокруг елки –песня «Российский Дед
Мороз» (книга 5, стр.20)
3.«Валенки» – игра с Дедом Морозом.
Занятие № 1
1.Спортивный тренаж (кассета №3).
2.«Конькобежцы» – парный танец (книга №1, стр.29)
3.Игра в снежки (книга №1, стр.30)
Занятие № 2
1.Веселый танец (книга №3, стр. 12)
2.Танец (вход) ( кассета мюзикла «Нотр Дамм де
Пари»)
3.Танец «Кто же это?»
4.Игра «Как у Дедушки Мороза»
Занятие № 3
1.Галоп вокруг елки (книга 31, стр. 31)
2.«Снежки» (книга №1, стр.27)
«Новогодний оркестр» – танец-игра (книга №1, с.30)
3.Игра с Дедом Морозом (книга № 5, стр.19)
Занятие № 1
Повторение всех танцев и игр за период с сентября
по декабрь
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическая разминка «Канарейка»
(книга №2, стр.12)
2.Танец со свечами (см. «Музыкальная палитра»)
3.Танец «Рождество»
4.Игра в снежки (книга № 1, стр.3)
Занятие № 3
1.Марш Г.Гладкова.
2.Танец моряков. (книга № 4, стр.39)
3.Танец с куклами (книга № 4, стр.28)
Занятие № 4
1.Упражнение «Марш суворовцев»
2.Танец «Сигнальщики» (книга № 4, стр. 15)
3.Капитан и матросы – игра(книга № 5, стр.30)
Занятие № 1
1.Марш-парад (книга № 4, стр.6)

3ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+

1ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+
20

Март

Апрель

Май

2.Парад оркестров (книга № 5, стр.29)
3.Игра «Капитан и матросы»
(книга № 5, стр. 30)
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга № 1, стр.6)
2.Парный танец «Казачок» (книга № 3, стр.11)
3.«Московская кадриль»(книга № 4, стр.32)
4.Игра «Козлята и волк»(Колокольчик №12, стр. 12)
Занятие № 3
1.Упражнения с шариками (книга №4, стр.8)
2.Танец «Кадриль» (книга №2, стр.18)
3.Танец «Мамино сердце»
4.Игра «Оркестр»
Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Руки
вверх!» (книга № 2, стр.8)
2.Танец с цветком (книга №2, стр. 34)
3.Игра «Колечко» (Колокольчик №12, стр. 16)
Занятие № 2
1.Ритмическое упражнение «Роке-н-рол» (книга №2,
стр.10)
2.Танец с гирляндами (книга №4, стр.16)
3.Игра «Дразнилка» (Колокольчик №12, стр.16)
Занятие № 3
1.«Весенняя разминка» (кассета «Все мы дружим с
песенкой»).
2.Полька «Поцелуй»
3.Игра «Звездочет»(Колокольчик №12, стр.17)
Занятие № 1
1.Ритмическое упражнение «Раз, два, три» (книга №
2, стр.11)
2.«Журавлинный клин»
3.Полька «Анна» (книга № 1, стр.42)
Занятие № 2
1.«Самбарита» (книга № 3, стр.7)
2.«Ритмический танец» (книга №2, стр.9)
3.Танец гусаров и кукол. (книга № 3, стр.22)
Занятие № 3
1.«Праздничное шествие» (книга № 4, стр.42)
2.«Синий платочек» (книга №4, стр.40)
3.«Майский вальс»
Занятие № 1
1.«Веселая разминка» (книга № 5, стр.7)

3ч

+

3ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+
21

2.«Танго» (книга № 4, стр.38)
3.Игра по желанию детей.
Занятие № 2
1.«Чарльстон» (книга № 1, стр.39)
2.Танец ковбоев. (книга № 4, стр.38)
3.«В краю магнолий»
Занятие № 3
1.«Чардаш» венгерский танец (книга №1, стр.20)
2.Танец «Буратино» (книга №3, стр.24)
3.Игра по желанию детей.
Занятие № 4
Игровое занятие, отчетный концерт
ИТОГО:

2ч

+

2ч

+

2ч
72 часа

+

Всего
часов

Ко

Четвертый год обучения.
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
Месяц
Сентябрь

Наименование разделов, блоков, тем

Занятие № 1
1.Упражнение «Улыбка» (книга №2, стр.6)
2. «Гармонист Тимошка»(кассета «Танцуй и пой)
3.Игра «Казак – шапку лови!»
Занятие № 2
1.«Марш-парад» (книга №2, стр.6)

практичес

2ч

+

3ч

+
22

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2. «Танец с зонтиками»
3.Игра «Достань платок»
Занятие № 3
1.Упражнение на перестоение «33 коровы» (книга №
1, стр.5)
2.Танец с платками
3. Игра «Чебуранчик»
Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Капельки»
(книга №1, стр.7)
2. Танец с листочками и дождиком (книга №2, стр.33)
3.Танец «Игра с ложками»
(книга №4, стр.19)
Занятие № 2
1.Упражнение «Колобок»(книга № 8, стр7)
2.Танец «Кикимора» (кассета №4, «День рождения»)
3.Игра «Делай как я!»
Занятие № 3
1.Упражнение для рук (книга №4, стр. 7)
2.Хоровод «Сударушка» с платочками.
3.Игра «Ударь в бубен»
Занятие № 4
1.Упражнение на выворачивание круга (книга №3,
стр.35)
2.Танец с балалайками.
3.Игра «Буги-вуги» (книга №4, стр. 10)
Занятие № 1
1.«Веселый тренаж» (книга №4, стр.9)
2.«Чешский галоп « (книга №5, стр.16)
3.Танец фонариков. (книга №5, стр. 17)
Занятие № 2
1.«Веселый тренаж»- песня «Бабка Ежка» (книга №5,
стр.8)
2.«Коза и семеро козлят»(книга №5, стр. 21)
3.Игра «Если нравится тебе..» (книга №2, стр.45)
Занятие № 3
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Танцуйте
сидя» (книга № 2, стр.7)
2.Хоровод вокруг елки –песня «Российский Дед
Мороз» (книга 5, стр.20)
3.«Валенки» – игра с Дедом Морозом.
Занятие № 1
1.Спортивный тренаж (кассета №3).

3ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+
23

Январь

Февраль

2.«Конькобежцы» – парный танец (книга №1, стр.29)
3.Игра в снежки (книга №1, стр.30)
Занятие № 2
1.Веселый танец (книга №3, стр. 12)
2.Танец (вход) ( кассета мюзикла «Нотр Дамм де
Пари»)
3.Танец «Кто же это?»
4.Игра «Как у Дедушки Мороза»
Занятие № 3
1.Галоп вокруг елки (книга 31, стр. 31)
2.«Снежки» (книга №1, стр.27)
«Новогодний оркестр» – танец-игра (книга №1, с.30)
3.Игра с Дедом Морозом (книга № 5, стр.19)
Занятие № 1
Повторение всех танцев и игр за период с сентября
по декабрь
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическая разминка «Канарейка»
(книга №2, стр.12)
2.Танец со свечами (см. «Музыкальная палитра»)
3.Танец «Рождество»
4.Игра в снежки (книга № 1, стр.3)
Занятие № 3
1.Марш Г.Гладкова.
2.Танец моряков. (книга № 4, стр.39)
3.Танец с куклами (книга № 4, стр.28)
Занятие № 4
1.Упражнение «Марш суворовцев»
2.Танец «Сигнальщики» (книга № 4, стр. 15)
3.Капитан и матросы – игра(книга № 5, стр.30)
Занятие № 1
1.Марш-парад (книга № 4, стр.6)
2.Парад оркестров (книга № 5, стр.29)
3.Игра «Капитан и матросы»
(книга № 5, стр. 30)
Занятие № 2
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка»
(книга № 1, стр.6)
2.Парный танец «Казачок» (книга № 3, стр.11)
3.«Московская кадриль»(книга № 4, стр.32)
4.Игра «Козлята и волк»(Колокольчик №12, стр. 12)
Занятие № 3
1.Упражнения с шариками (книга №4, стр.8)

3ч

+

3ч

+

1ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+
24

Март

Апрель

Май

2.Танец «Кадриль» (книга №2, стр.18)
3.Танец «Мамино сердце»
4.Игра «Оркестр»
Занятие № 1
1.Музыкально-ритмическое упражнение «Руки
вверх!» (книга № 2, стр.8)
2.Танец с цветком (книга №2, стр. 34)
3.Игра «Колечко» (Колокольчик №12, стр. 16)
Занятие № 2
1.Ритмическое упражнение «Роке-н-рол» (книга №2,
стр.10)
2.Танец с гирляндами (книга №4, стр.16)
3.Игра «Дразнилка» (Колокольчик №12, стр.16)
Занятие № 3
1.«Весенняя разминка» (кассета «Все мы дружим с
песенкой»).
2.Полька «Поцелуй»
3.Игра «Звездочет»(Колокольчик №12, стр.17)
Занятие № 1
1.Ритмическое упражнение «Раз, два, три» (книга №
2, стр.11)
2.«Журавлинный клин»
3.Полька «Анна» (книга № 1, стр.42)
Занятие № 2
1.«Самбарита» (книга № 3, стр.7)
2.«Ритмический танец» (книга №2, стр.9)
3.Танец гусаров и кукол. (книга № 3, стр.22)
Занятие № 3
1.«Праздничное шествие» (книга № 4, стр.42)
2.«Синий платочек» (книга №4, стр.40)
3.«Майский вальс»
Занятие № 1
1.«Веселая разминка» (книга № 5, стр.7)
2.«Танго» (книга № 4, стр.38)
3.Игра по желанию детей.
Занятие № 2
1.«Чарльстон» (книга № 1, стр.39)
2.Танец ковбоев. (книга № 4, стр.38)
3.«В краю магнолий»
Занятие № 3
1.«Чардаш» венгерский танец (книга №1, стр.20)
2.Танец «Буратино» (книга №3, стр.24)
3.Игра по желанию детей.
Занятие № 4

3ч

+

3ч

+

2ч

+

3ч

+

3ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

2ч

+

25

Игровое занятие, отчетный концерт
ИТОГО:

2ч
72 часа

+

2. Содержание изучаемого курса.
Концепция дополнительной общеобразовательной программы детей и
взрослых во главу ставит идею развития личности ребенка, формирования его
творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация
работы с детьми строится на основе концепции развития способностей, принятой в
отечественной психологии. Психологи выделяют 3 типа познавательных
способностей:
• сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют
детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать
объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинноследственные связи);
• способности к символическому опoсредованию, которые помогают ребенку
выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок,
человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают
использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения
к самому себе, к жизненным ситуациям;
• способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые
образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых,
обычных предметах и объектах действительности.
Особенно ярко это представлено в танцевальной деятельности. Поэтому
данная программа даёт возможность для дифференцированного и вариативного
образования, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того
вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен, т.е.
реализуются индивидуальный и личностно-ориентированный подходы.
Содержание программы базируется на детских интересах и запросах
родителей и реализуется по следующему направлению: Художественно эстетическое развитие.
Структурной особенностью программы является блочно - тематическое
планирование. Планируя работу, педагог может выбирать для каждой темы различные
формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Все темы занятий, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания
сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность
ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие
годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.
Технология программы
Численный состав объединений определяется в соответствии с психологопедагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий
составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее
26

время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных
задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги
учитывают:
- интересы детей;
- добровольность выбора их детьми;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной
программой детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания
дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной
творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально
оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть
подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Работа проводятся с подгруппой детей среднего, старшего дошкольного
возраста (с 4 до 7 лет). Длительность работы – 20 - 30 минут, во 2 половину дня.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из
занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают
основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических
занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход
дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению
занятий.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного,
демонстрационного материала; использование методических пособий, подвижных
игр, инсценировок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского
творчества и итогом работы педагога.
Программа предполагает систематическую работу, которая проводится 2 раза
в неделю, 8 раз в месяц.

5. Планируемые результаты
Первый год обучения (дети 3-4 года):
Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки
настроения. Передавать основные средства музыкальной выразительности.
Второй год обучения (дети 4-5 лет):
Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки
настроения. Передавать основные средства музыкальной выразительности.
Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих
движениях и в слове. Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом,
27

строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. Исполнять знакомые
движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку. Самостоятельно
начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки.
Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры.
Третий год обучения (дети 5-6 лет):
Дети этого возраста должны знать основные танцевальные позиции рук и
ног. Владеть навыками ориентировки в пространстве и приобретать определенный
«запас» движений в ритмических и танцевальных упражнениях. Должны уметь
передать характер музыкального произведения в движении. Уметь точно и
правильно исполнять
танцевальные постановки. Владеть основами
хореографического искусства, уметь выражать в движении основные средства
музыкальной выразительности.
Четвертый год обучения (дети 6-7 лет):
Дети должны уметь выполнять специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, владеть основами хореографических упражнений. Усвоить
большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных
по стилю и характеру. Должны уметь импровизировать с использованием
оригинальных и разнообразных движений, сочинять элементы для танцев.

Оценка и анализ работ
Оценка и анализ работы за определенное время (учебный год) помогает
педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить
себя и возможности детей.
Итогом усвоения учебной программы являются выступления детей как внутри
детского сада, так и на районных мероприятиях. При оценке и анализе работ
учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный
промежуток времени.
6. Формы контроля и оценки результатов
Поставленных целей:
- проведение открытых занятий для родителей;
- организация конкурсов;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
Знаний и умений детей:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку;
танцевальные элементы, характерные и образные движения;
28

- сочинять собственные танцевальные и музыкально – игровые импровизации
на предложенную музыку;
- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер
музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек: футболка белого цвета, юбка шифоновая или лосины; чешки,
носки; волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков: футболка белого цвета; шорты темного цвета; чешки, носки.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
В группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Основная форма обучения – групповая.
Практикуются индивидуальные занятия. Каждый новый танец становится
для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна,
индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход.
Индивидуальная форма 2-го и 3-го года обучения направлена на:
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие коммуникативного воображения;
- развитие логического мышления;
- развитие изобретательности;
- формирование устойчивого интереса к поисковой творческой
деятельности.
Индивидуально
дифференцированная
форма
организации
образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой
профессиональной культуры педагога. Она ориентирована на создание условий для
творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы
состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные
эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие
ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя
предметное пространство и общение.
Для отслеживания образовательных эффектов на каждой ступени
предполагаются следующие методы:
- тестирование
- анкетирование
- концерты
Контроль
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
29

Промежуточный контроль
• Фронтальная и индивидуальная беседа.
• Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
• Игровые формы контроля.
• Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах разного
уровня.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде обобщающего
занятия. Формой проведения обобщающего занятия является концерт, который
организуется и проводится с использованием театрализации и приглашением
родителей.
•
•
•
•
•
•
•

7. Методическое обеспечение
Наличие утвержденной программы.
Методические разработки по модулям программы.
Наглядные пособия.
Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная
литература).
Диагностический инструментарий.
Подбор игр и игровых приемов;
Подбор музыкального сопровождения.

Методы обучения и воспитания:
- наглядные: объяснительно-иллюстративные;
- практические: упражнения, этюды;
- познавательные игры;
- создание «ситуации успеха»;
- словесные;
- наблюдение;
- рассказ;
- беседа.
Накопление эстетических впечатлений и воплощение собственных
художественных образов являются средствами самовыражения и развития
нравственно-эстетической сферы. При этом выбор заданий определяется
направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы
организации педагогического взаимодействия:
- стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально
окрашенной интуиции, воображения;
- создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и
поиску;
- учет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений,
интересов и склонностей воспитанников;
- включение в работу эффективных методов и приемов;
30

- создание особого психологического климата в детском коллективе,
способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства
внутренней свободы;
- создание условий для правильной организации творческой деятельности.
8. Материально-техническое обеспечение
• музыкальный (спортивный) зал. Помещения для проведения занятий

должны отвечать санитарным нормам,
• учебное оборудование (стулья, гимнастические коврики);
• костюмы, маски, игрушки;
• подборка информационной и справочной литературы;
• иллюстрации, стихи, загадки;
• использование мультимедийного оборудования;
• электропианино;
• проектор, экран;
• использование в работе музыкального центра, DVD плеера, телевизора,
ноутбука и т.д.;
• музыкальные и видео записи на СD и DVD носителях;
• интернет – ресурсы.

Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в зале, соответствующем требованиям ТБ,
пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал должен хорошо освещаться и
периодически проветриваться.
Необходимо также наличие:
- аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен
иметь высшее или среднее специальное образование, а также обладать
необходимыми знаниями по детской психологии.
9. Организационное обеспечение
•
•
•
•

Необходимый контингент воспитанников.
Привлечение к работе специалистов.
Соответствующее требованиям расписание занятий.
Родительская помощь.
10. Заключение

Таким образом, данная дополнительная общеразвивающая программа для детей
может занять более прочное место в воспитательно – образовательном процессе
ДОУ. Программа позволяет решать многие проблемы эффективного развития
31

ребенка, т. к сориентирована на его индивидуальные особенности и позволяет
определить перспективы его личностного развития, обеспечивает адаптацию в
жизни в обществе, профессиональную ориентацию.

11. Литература
1. Барсукова Л.С. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» –
М.: Просвещение, 2000
2. Бекина С.И. «Праздники и развлечения в детском саду» - М.: Просвещение,
2006
3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста», СПб, 1997
4. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» – М.:
Просвещение, 2007
5. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор», ТЦ «Сфера», 2005
6. «Музыкальная жизнь» №1 - № 12, 2011
7. «Музыкальная палитра» №1 - № 12, 2010
8. «Музыкальный руководитель» №1 - № 12, 2011
9. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Просвещение,
2011
10. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика», СПб., 2011
11. Суворова Т.И. «Олимпийские танцы», СПб., 2011
12. Суворова Т.И. «Танцуй, малыш», Спб., 2012
13. Суворова Т.И. « Танцы народов мира», СПб., 2011
14. Усова О.«Театр танца», М., 2008
15. Матяшина А.А. «Путешествие в страну «Хореография»», М, 2010
16. Ваганова А.Я. «Основы классического танца», СПб., 2000
17. Маханева М.Д. « Театрализованные занятия в детском саду», СПб., 2006
18. Щеткина А.В. «Театральная деятельность в детском саду», ТЦ «Сфера», 2009
19. Фирилева Ж.Е. «Фитнес-Данс», СПб. «Детство-Пресс», 2001
20. Ерохина О.В «Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка», РнД
«Феникс», 2003
21. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.», Я, 2004
22. Васильева Т.К. «Секрет танца», СПб., 1997
23. http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2011/2011/Kuznecova.htm
24. http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/programmakruzhka-ritmika-v-detskom-sadu
25. http://do.gendocs.ru/docs/index-103710.html
32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.