ДООП "Маленькие игры в большое счастье"

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
Студия «Маленькие игры в большое счастье»
Срок реализации 1 год

Составитель: Хмелева Марианна Михайловна
педагог дополнительного образования

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Цель и задачи программы ..................................................................................... 6
1.2.Содержание программы........................................................................................ 8
1.3 Планируемые результаты ................................................................................... 15
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Учебный план ...................................................................................................... 16
2.2 Календарный учебный график ........................................................................... 16
2.3 Условия реализации программы........................................................................ 17
2.4.Учебно-методическое обеспечение: .................................................................. 18
2.5 Оценочные материалы ........................................................................................ 20
2.6 Методические материалы ................................................................................... 24
Список литературы
.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития
ребенка. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности
А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка: «Под влиянием эмоций качественно по-новому
проявляется и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах
могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа,
где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем
появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это
будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место,
где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим,
мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому,
что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение,
знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и
переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь
именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в
котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои
страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет
детям волшебница-песочница. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить
целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок,
ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и
снять психоэмоциональное напряжение.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает
творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна
практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Пескография

является

одним

из

направлений

арт-терапии.

Арт-

терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны
художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на
«правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций,
получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.
Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник
сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного
учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь
силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности,
творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний,
помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотвор-

ное влияние на их психоэмоциональное состояние. Она раскрывает скрытые
потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.
Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них
скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности
сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.
Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала
использоваться песочная терапия в детском саду. Сейчас все большее распространение и популярность набирают особый метод арт-терапии и пескотерапии
– это метод «SandArt». «SandArt» или песочная анимация - это новый вид
изобразительного искусства, зародившийся только в 70-х годах ХХ века. Сейчас психологи активно изучают возможности применения песочной анимации в
рамках психологической практики. И уже есть первые исследования и результаты работы по программам, в основе которых лежит использование метода
песочной анимации. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
развитию

эмоционально-волевой,

познавательной

и

социально-

коммуникативной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка
разработана в соответствии:
•

с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 « О пример-

ных требованиях к программам дополнительного образования детей»
•

с «Методическими рекомендациями по проектированию дополни-

тельных общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерства
образования и науки России Федерального государственного автономного
учреждения «Федеральный институт развития образования» и является программой социально-педагогической направленности.
Адресат программы – программа разработана для детей 3-5 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53» города Екатеринбурга.

Продолжительность реализации программы – учебная программа рассчитана на 1 учебный год.
Общее количество учебных часов – программа рассчитана на 36 недель
в год.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий – подгрупповая. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к
развитию детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Наполняемость подгруппы – 7 человек, состав группы – переменный.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 3 до 4 лет - не более 20 минут, для детей 4-5 лет – не более 25 минут.
Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – НОД проводится в соответствии с учебным планом
и расписанием непрерывной образовательной деятельности 2 раза в неделю.
Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10
(изм. от 02.01.2016г.).
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает
интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования. Это возможно благодаря тому, что данная техника направлена на:
•

общее развитие ребенка, а не сообщение ему суммы знаний

•

создание благоприятной творческой атмосфере на занятиях

•

стимулировании активности и самостоятельности дошкольников.

Инновационная психолого-педагогическая технология - песочная анимация расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой.
1.1 Цель и задачи программы
Цель: развитие эмоционально-волевой, познавательной и социальнокоммуникативной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка,
через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи:

Образовательные:
•

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания

•

закрепление определенных знаний о себе и об окружающем мире

•

развитие речевой активности, словарного запаса

•

совершенствовать умения и навыки практического общения, ис-

пользуя вербальные и невербальные средства
•

развивать тактильную чувствительность

Развивающие:
•

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка

•

способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с по-

мощью совместной игровой деятельности
•

развивать фантазию и образное мышление

•

развивать навыки социального поведения

•

вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенно-

сти и возможности побыть самим собой
Воспитательные:
•

способствовать проявлению эмпатии

•

формировать позитивное отношение к своему «Я»

•

формировать позитивное отношение к сверстникам.

Игровая деятельность:
•

формировать желание действовать с песком, развивать игровые

умения с ним
•

побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально

положительный отклик на игровое действии
•

учить детей разыгрывать не сложные сюжеты на песочном столе

•

воспитывать творческую самостоятельность

Эмоционально – волевая сфера:
•

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка

•

развивать уверенность ребенка в своих силах, формировать поло-

жительную и адекватную самооценку ребенка
•

способствовать возникновению положительных эмоций

•

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания

Социально-коммуникативная сфера:
•

формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам

•

развивать навыки социального поведения самостоятельного разре-

шения конфликтов
•

совершенствовать умения и навыки практического общения, ис-

пользуя вербальные и невербальные средства
•

способствовать проявлению эмпатии

•

развивать умение слушать и слышать друг друга

Познавательная сфера:
•

развивать мелкую моторику и микромоторику (сенсорную чувстви-

тельность пальцев рук)
•

развивать познавательные психические процессы: ощущение, вос-

приятие, память, воображение, фантазию и образное мышление
•

развивать зрительно-моторную координацию, свободное владение

кистями обеих рук
•

развивать умение ребенка делиться своими впечатлениями и пере-

живаниями
1.2.Содержание программы
Содержание программы строиться на идеях развивающего обучения Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова, культурно-исторической теории Л.С. Выготского,
личностно-ориентированный подход Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили.
Методологическая основа программы направленная на обучение рисование песком, основывается на программу «Метод «SandArt». Ресурсы психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной, а также
методические указания М. Зейц. Еще одной теоретической основой программы
являются разработки арт-терапевтических техник и приемов Т.Д. Зенкевич Евстигнеевой и А.И. Копытина. Для разработки данной программы также использовались методические материалы программы «Цветик-семицветик» под
редакцией Куражевой Н. Ю.
На каждую тему отводится 2 занятия. Первые занятия являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят со свойствами песка, техникой
работы с песком и используемыми материалами и средствами. На последую-

щих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют, усложняют (рисовать
сразу двумя руками). На занятиях приветствуется проявление творческого самовыражения детей. В конце каждого занятия воспитанники обсуждают и делятся впечатлениями.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием
в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная (ритуал приветствия, игры –разминки, пальчиковые
игры).
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Ритуал «входа» включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, передать по кругу «волшебный» мячик.
Мотивационное начало занятия: Для активизации познавательного
интереса, поисковой деятельности и внимания маленьких воспитанников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами: сюрпризный
момент - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа (игрушка), любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и
порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну.
Стихотворения и загадки, игры, познавательные беседы, проблемные ситуации,
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций,
видео или мультипликационных фильмов. Идеи для сюрпризного момента могут быть разнообразными.
Часть 2. Основная. Начинается с приветствия песка. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Непосредственная работа
с песком, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью
развития эмоционально-волевой, социально-коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
Часть 3. Завершающая (рефлексия, ритуал «выхода»), прощание с песком.
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника
чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от ра-

боты на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Дети символически забирают с собой всё важное, с чем они познакомились во время сказочного путешествия в Песочную страну. Занятие может закончиться каким-либо традиционным символическим жестом или действием, например, прикладыванием раскрытой ладошки к сердцу, построением башенки из кулачков - метафоры дружбы и взаимопонимания.
Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением воспитанников по поводу проведённых игр.
Ориентировочные вопросы для рефлексии: Расскажите, где мы сегодня побывали? Что вы там делали? Каким был песок? Какое у вас настроение
после

путешествия,

что

нового

вы

узнали?

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОД

Месяц

№

Тема

Кол-во

п.п.

Сентябрь

занятий
1

«Знакомство с Песочной страной»

2

2

«Песочек струится в Песочной стране»

1

3

«Пятнышки Песочной страны»

2

4

«Палочки Песочной страны»

2

5

«Веселое

путешествие

по

Песочной

1

стране (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Октябрь

0

6

«Ладошки Песочной страны»

2

7

«Волны Песочной страны»

2

8

«Дождик Песочной страны»

1

9

«Осень Песочной страны»

2

1

«Веселое

путешествие

по

Песочной

1

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Ноябрь

1

«Жители Песочной страны» (следы)

2

1

«Овощи Песочной страны»

2

1

«Фрукты Песочной страны»

2

1

«Птицы Песочной страны»

1

1

«Веселое

1

2

3

4

5

путешествие

по

Песочной

1

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Декабрь

1

«Снежинки Песочной страны»

2

6
1

«Снеговик Песочной страны»

2

1

«Елочка Песочной страны»

2

1

«Веселое

7

8

9

путешествие

по

Песочной

2

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Январь

2

«Зима Песочной страны»

2

2

«Транспорт жителей Песочной страны»

2

2

«Дома жителей Песочной страны»

1

2

«Домашние животные Песочной страны »

2

2

«Веселое

1

0

1

2

3

4

путешествие

по

Песочной

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Февраль

2

«Дикие животные Песочной страны»

2

2

«Паучок и паутинка Песочной страны»

1

2

«Игрушки Песочной страны »

2

2

«Одежда Песочной страны »

2

2

«Веселое

5

6

7

8

9

путешествие

по

Песочной

стране» (на свободную тему, по итогам всех за-

1

нятий за месяц)
Март

3

«Весна Песочной страны»

2

3

«Эмоции жителей Песочной страны» (ра-

2

0

1

дость)
3

2

«Эмоции

жителей

Песочной

страны»

2

(грусть)
3

«Моя любимая игрушка»

3

«Веселое

1

3

4

путешествие

по

Песочной

1

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Апрель

3
5

жителей

Песочной

страны»

2

жителей

Песочной

страны»

2

(страх)
3

6

«Эмоции
«Эмоции

(гнев)
3

«Бабочки Песочной страны»

1

3

«Божья коровка Песочной страны»

1

3

«Черепашка Песочной страны»

1

4

«Веселое

7

8

9

0

путешествие

по

Песочной

1

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Май

4

«Ежик Песочной страны»

1

4

«Цветы Песочной страны»

1

1

2

4

«Грибы Песочной страны»

1

4

«Я и моя семья»

2

4

«Я и детский сад»

2

4

«Веселое

3

4

5

6

по

Песочной

стране» (на свободную тему, по итогам всех занятий за месяц)

Итого

путешествие

72
занятия

1

1.3 Планируемые результаты
Работа по данной программе позволяет достичь следующих результатов:
•

игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие де-

тей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического
напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций
•

дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быст-

рее адаптируются к новым условиям жизни
•

песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разре-

шения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать
и слышат другого (формирование эмпатии)
•

игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный

интерес, способность к логическому мышлению
•

в игре с песком и водой у детей формируются психические процес-

сы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции
•

на песочном столе создаются дополнительные возможности разви-

тия сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Дети осваивают следующие умения и технические приемы:
•

освоение приёмов создания фона (наброс и засыпание)

•

умение выбирать способ рисования (засыпание, на засыпанной по-

верхности, с использованием различных материалов, руками, с использованием
специальных средств)
•

учет принципов композиции

•

освоение технических приемов: вырисовывание, отпечатывание

•

просеивание, разравнивание, высыпание из кулачка, из щепоти

•

отсечение лишнего, рисование симметрично двумя руками, рисова-

ние по трафарету, ватной палочкой, кистью, тонкими деревянными палочками,

коктельными освоение правил поведения при работе с песком и инструментами
для рисования
•

доброжелательные отношения между воспитанниками и педагогом-

психологом, как на занятиях, так и за их пределами.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Учебный план
Количество
НОД

НОД

в ме-

сяц

Длительность

за-

нятия

Объем
нагрузки в
месяц

Всего НОД в
год
72

Пескография

30 минут

8

240 минут

(2,160

минут,

36 часов)

2.2 Календарный учебный график
Содержание
2

младшая

Средняя группа

группа
Количество

возраст-

1

1

Начало учебного года

02.09.2019 г.

02.09.2019 г.

Окончание

31 мая 2020 г.

31 мая 2020 г.

ных групп

образова-

тельного процесса
Летне-

С 01.06.2020 г. по 31.08.2020 г.

оздоровительный период
Продолжительность
образовательного процесса

36 недель

36 недель

Продолжительность

4 дня

4 дня

не более 30 ми-

не более 30 ми-

учебной недели
Время

проведения

НОД

нут
Максимально

допу-

нут
1 час

1 час

2 половина дня

2 половина дня

стимый объем образовательной нагрузки в неделю
Регламентированный
ОП, половина дня
Праздничные дни

4-ноября, 1-8 января, 24 февраля, 9 марта,
1-4, 11-12 мая, 12 июня

2.3 Условия реализации программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов:
•

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость

раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в
развитии, с одной стороны, и разработку адекватного воздействия – с другой
•

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Вы-

готского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение
должно вести за собой развитие ребёнка
•

принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного
занятия
•

принцип сознательности и активности детей , означающий, что

педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот

принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем
•

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий

учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического
процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий
•

принцип постепенного повышения требований, предполагаю-

щий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков
•

принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и

широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
2.4.Учебно-методическое обеспечение:
Оборудование: На занятиях используются:
•

световые столы с пультом управления светом (несколько цветовых

решений)
•

индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игроте-

рапии и лепки кинетическим песком
•

фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.

•

шаблоны-трафареты

•

кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

•

детские стулья

•

чистый песок

•

музыкальная картотека на компьютере.

Материалы для рисования:
•

широкие малярные кисти

•

кисти для рисования разной толщины

•

ватные палочки

•

тонкие деревянные палочки

•

сито для просеивания песка

•

трафареты, печатные рисунки

•

маленькие игрушки

•

природные материалы (ракушки, камушки и др).

Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает
тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество
определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Работа с родителями включает:
•

индивидуальные консультации, рекомендации на сайте ДОУ, ин-

формационные стенды
•

показ открытых занятий

•

фото - выставки детского творчества.

Педагогические условия:
Программа может реализовываться педагогом, имеющим среднеепрофессиональное или высшее педагогическое образование. Педагог должен
осуществлять обучение и воспитание воспитанников с учётом специфики Программы, вести в установленном порядке документацию, соблюдать права и
свободы воспитанников, поддерживать связь с родителями (законными представителями), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, соблюдать трудовую дисциплину.
Педагог должен обладать умением создавать общую атмосферу доверия и
заинтересованного общения с детьми. Педагог должен быть немного артистом,
а также своеобразным режиссером проводимых им занятий, поэтому важно все:
и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. От педагога
зависит настрой детей, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различ-

ными игровыми приемами, способен превратить образовательный процесс в
увлекательную деятельность, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя творцом. Занятия проводятся в групповом помещении во вторую половину дня.
2.5 Оценочные материалы
Способы определения результативности:
•

наблюдение за работой ребенка непосредственно на занятиях, сво-

бодное общение с ребенком
•

обратная связь от родителей и педагогов, песочные «рисунки».

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:
•

состояние мелкой моторики (ловко, уверенно рисует на столе)

•
•

уровень познавательного интереса (рассматривает, расспрашивает,

делится впечатлениями)
•

уровень общей осведомленности

•

сформированность понятий и умение обобщать

•

личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверен-

ность в себе, агрессивность)
•

сформированность коммуникативных навыков в общении, общее

эмоциональное состояние
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою песочную страну, можно выяснить:
•

уровень развития речи, если ребенок говорящий

•

уровень развития игровой деятельности (присутствует простой сю-

жет или развитие сюжета)
•

эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность

ситуации, устойчивость)
•

стиль семейных отношений (диалоги между героями)

•

уровень развития таких психических процессов, как произвольная и

непроизвольная память (помнит ли, где рисовать), восприятие формы, размера
•

устойчивость и распределение внимания

•

работоспособность

•

воображение (развитие сюжета, разнообразие героев).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:
•

уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли предметы

по местам, доводит ли дело до конца)
•

уровень развития памяти и внимания (рефлексия)

•

стиль общения со сверстниками.

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребёнка
Имя ребенка__________________________________________________
Специалист __________________________________________________
Оценка: «Не проявляет» 0 баллов,

«Частично проявляет» 1 балл, «Уверенно пользуется» 2 балла

Возраст ребенка

Достижения

Показатели

3-4 года

ребенка

Ребенок интересуется окружающими предметами и

(2 младшая активно действует с ними
группа)
Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
Владеет активной речью, включенной в общение
Проявляет умение адекватно взаимодействовать со
сверстниками.

Начало

Конец

года

года

Комментарии

Умеет выражать свои чувства и эмоции на невербальном уровне.
4-5лет
(средняя
группа)

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности
Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других
Адекватно проявляет свои чувства и эмоции, может
использовать речь для выражения своих мыслей
Способен подчинять свои действия правилам
Умеет выражать свои чувства и эмоции на вербальном и невербальном уровне

2.6 Методические материалы
Рекомендации по организации обучения и организации предметноразвивающей среды
При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:
•

на фоне занятия может использоваться классическая расслабляю-

щая спокойная музыка или по настрою ситуации
•

руки необходимо мыть до и после занятия

•

очистку песка от мусора, использованного материала, желательно

доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и
воспитание КГН.
При организации рисования песком следующие моменты:
•

если не хватает столов на всех участников, соблюдать очередность

при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3 ребенка,
остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером
(на мольберте мелком) или выбирают материал
•

доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог вы-

брать себе положение относительно полотна самостоятельно.
При организации коммуникативных игр, упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы следует учитывать следующие моменты:
•

во время обыгрывания ситуаций необходимо давать высказаться

каждому ребенку
•

установки не должны быть директивными

•

при затруднении выполнения задания, либо показать сначала свой

вариант, затем предложить ребенку показать свой.
Формы воспитательно-образовательного процесса

•

Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное само-

чувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития
ребёнка.
•

Групповые игры. Игры с песком направлены в основном на разви-

тие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Методы и приёмы
Виды познавательных игр в песке:
•

игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что ря-

дом с нами: животные, реки, моря, города)
•

фантастические игры (дети рисуют волшебную страну)

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
•

сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях,

о свойствах вещей и окружающего)
•

пальчиковые игры

•

дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить пси-

хические процессы)
•

игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполне-

нию учебной задачи).
При этом опора идет на зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое
восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а
еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.

Список литературы
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика №4-2006, №1-2007
3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум
по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
7. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
8. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
10. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб., 2005
11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти