ДООП Театральная студия "Ладушки"

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия «Ладушки»
Для детей дошкольного возраста от 5-7 лет
Срок реализации 2 года

Составитель:
Долгополова Елена Александровна
педагог дополнительного образования

Содержание
I.
Целевой раздел общеразвивающей программы ………………….3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы…………………………..6
II. Содержательный раздел общеразвивающей программы …………….7
2.1. Учебный (тематический) план…………………………………………...7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана…………………………..8
2.3. Планируемые результаты……………………………………………….21
III. Организационный раздел общеразвивающей программы …………22
3.1. Материально-техническое обеспечение …………………………….…23
3.2. Информационное обеспечение………………………………………….23
3.3. Кадровое обеспечение………………………………………………..…23
3.4.Методические материалы……………………………………………….24
3.5. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы………………….26
Список литературы…………………………………………………………….27
Приложение
1.Тематическое планирование…………………………………………..….28
2.Календарный план………………………………………………………...29

2

I. Целевой раздел дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но
как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому
поможет театр.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах
общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои
отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения,
логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики) т.е. умения держать себя
в обществе.
Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и
разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное,
но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя
более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к
добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и
звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением,
движением под музыку, слушанием и т.д. - необходимость систематизировать ее в едином
педагогическом процессе очевидна.
Дополнительная общеразвивающая программа театральной студии ориентирована
на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности,
интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные
направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной
деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного
возраста, их ознакомления с миром театрального искусства в условиях детского сада.
Особое внимание уделено развитию воображения, эмоционально-чувственной,
художественно-эстетической сферы дошкольников.
Направленность общеразвивающей программы - художественная
Актуальность. Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена
на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и
творчеству,обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Современному обществу
необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную
ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел
мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Дополнительная общеразвивающая программа театральной студии разработана в
соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст.75
(Дополнительное образование детей и взрослых).
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №
273-Ф3;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г.№ 706
«Об
утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
3

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №
1008
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г.
N 2106 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";
- «Постановление, СП (Свод правил) Главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020 №№ 28, СП 2.4.3648-20. Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Уставом МАДОУ детского сада № 53.
Программа разработана на основе авторских программ:
1) «Арт-фантазия» - автор Э.Г.Чурилова (Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160с: ил. – (Театр и дети).
2) «В мире музыкальной драматургии» - автор Т.Ф.Коренева (Фольклор - музыка –
театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования,
работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие/ под ред.С.И. Мерзляковой. –
М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
3) «Волшебный мир театра» - автор С.И.Мерзлякова (Фольклор - музыка – театр:
Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования,
работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие/ под ред.С.И. Мерзляковой. –
М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
Отличительные особенности данной программы.
1.Разработка содержательной стороны образовательного и воспитательного
процесса, предполагающего:
- комплексный подход к развитию и обучению ребенка;
- воспитание художественно-эстетического вкуса;
- формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через
музыку и движения:
-развитие эмоциональной сферы через восприятие музыкальных и художественных
произведений;
- развитие творческих проявлений у детей через погружение в мир театра и
импровизацию.
- воспитание общительности, умения входить в контакт с другими детьми и
взрослыми.
2. Формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности
на занятиях и выступлениях перед зрителями.
3. Создание
предметно
пространственной
среды,
обеспечивающей
художественно-эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной
деятельности.
Адресат программы. Данная программа предназначена для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и является дополнительным видом образования
в форме театральной студии. В Программе учитываются возрастные особенности
развития детей дошкольного возраста, необходимые для правильной организации
образовательной деятельности в условиях МАДОУ.
В
Программе учитываются возрастные особенности развития детей
дошкольного возраста, необходимые для правильной организации образовательной
деятельности, как в условиях семьи, так и в условиях МАДОУ.
К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности и любознательности.
Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
4

очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для
запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве
«подсказки» могут выступать карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение
приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более
сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.)
и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Дети 6-7 лет в игре способны отражать остаточно сложные социальные события рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в
каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Продолжается дальнейшее
развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование
двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических
возможностях, физическом облике. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и
углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу
дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей, увеличивается объем памяти,
что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно
большой объем информации. Ребенок начинает относительно успешно использовать
новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут
использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью
он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной
категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку
более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей
и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или
возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины),
но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например,
упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их
передвижения).
Количественный состав детей одновременно находящихся в группе от 10-15
человек.
Режим занятий.Занятие проводится 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Объем программы.
1-й год обучения –72 часа
2-й год обучения –72 часа
Срок освоения программы. 2 года.
Уровневость программы.Стартовый уровень.
Формы обучения. Индивидуальная,групповая
Виды занятий. Игра, театрализованная игра, игры-драматизация, режиссерская
театрализованная игра, беседа, загадки, рассказывание, викторины, конкурсы.
Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является
основной формой реализации дополнительной общеразвивающей программы. В игре, как
деятельности детей, можно выделить две основные формы - сюжетную игру и игру с
правилами.
Сюжетная игра может быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль, действуя
от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении которой ребёнок
выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке. В играх с правилами, которые
имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные
отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.
Театрализованные игры имеют особое значение для социализации дошкольника.
Широкое воздействие театрализованной игры на развитие личности ребёнка связано с
тем, что в ней, как интегративном виде деятельности, объединяется литературная (текст),
5

музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и
изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов, афиш) художественная
деятельность. Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию
содержания Программы. Характерными особенностями театрализованной игры является
литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Театрализованные
игры также можно поделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В игре-драматизации ребёнок, исполняя роль артиста, самостоятельно создаёт образ
с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами
игры-драматизации являются игра-имитация образов животных, людей, литературных
персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование произведения;
постановка спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с
разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игрушками или их
заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссёр, озвучивая роли героев
и комментируя сюжет. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с
разнообразием театров, используемых в МАДОУ: настольные плоскостной и объёмный,
игрушечный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Важная роль принадлежит дидактическим играм: подвижным, настольно-печатным,
музыкальным. Педагогически целесообразной формой работы являются различные
игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных
действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а
затем самостоятельно.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор могут быть использованы при реализации
дополнительной общеразвивающей программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы деятельности
с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых
предполагается посильное участие детей. При этом они будут тяготеть к развлечениям с
элементами викторины и конкурса. Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно
объединённая какой-либо общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное
состязание команд соперников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий,
припоминании стихов и считалок на определённую тему.
Формы подведения результатов. театральные постановки, творческие проекты;
открытые занятия для родителей, педагогическая диагностика театрализованной
деятельности.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
Цель программы: развитие сценического творчества ребенка средствами
театрализованных игр и театральных представлений, а также формирование речевого
этикета и развитие умения общаться.
Задачи:
обучающие: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического
строя речи,формирование связной речи (диалогической и монологической);
развивающие: развитие художественного вкуса, фантазии, воображения; «чувства»
пространства, творческой активности и инициативы, артистических навыков детей в
плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения
в заданных условиях, навыков коллективных действий, взаимодействия и
эмоциональности, интеллектуальности ребенка средствами детского театра;
воспитательные: воспитание эстетического вкуса, театральной культуры и
культуры общения.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного образования не
повторяют задачи образовательных областей развития, определенные Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
II.
Содержательный раздел общеразвивающей программы.
Содержание общеразвивающей программы.
6

2.1.Учебный (тематический) план.
1 год обучения (5-6 лет)
№
Модуль
Количество часов
п.п.
программы
всего
теории
практики
1
Театральная игра
14
4
10
2

Ритмопластика

13

2

11

3

Культура
и
техника речи
Основы
театральной
культуры
Работа
над
спектаклем
(синтез искусств)

7

1

6

8

2

6

20

6

14

10

2

8

72

17

55

4

5

6

Интеграция
искусства

Итого

№
п.п.
1

Модуль
программы
Театральная игра

2 год обучения (6-7 лет)
Количество часов
всего
теории
практики
14
2
12

2

Ритмопластика

13

2

11

3

Культура
и
техника речи
Основы
театральной
культуры
Работа
над
спектаклем
(синтез искусств)

7

1

6

8

2

6

20

-

20

10

1

9

72

8

64

4

5

6
Итого

Интеграция
искусства

Формы
аттестации/контроля
Театральные
постановки
Наблюдение, игрыимпровизации
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Наблюдение, беседа,
разыгрывание
разнообразных сказок
и инсценировок.
Спектакль,викторина

Формы
аттестации/контроля
Наблюдение, беседа,
моделирование
игровых ситуаций
Наблюдение, игрыимпровизации
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Наблюдение, беседа,
разыгрывание
разнообразных сказок
и инсценировок,
театрал. постановки.
Творческий отчет,
спектакль, викторина

2.2.Содержание учебного (тематического) плана.
Театральные занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях от 10-15 человек.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и
представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие
психомоторных и эстетических способностей детей.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не
просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником образовательной
деятельности. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир
7

прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное раскрепощают его
творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В
основу реализации нашей театрально-игровой методики положен индивидуальный
подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и
поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог
стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Занятия построены по самым разным сценариям и в зависимости от таких факторов,
как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей.
Программа состоит из 6 разделов.
1-й раздел — «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения,
эстетического чувства, воображения, способности творчески относиться к любому делу,
уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные
театральные игры.
2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и
орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, песенки и сказки,
подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить
на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные
упражнения; творческие игры со словом.
4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля;
театр снаружи и изнутри; культура зрителя; история театра.
5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на
авторских сценариях и включает в себя следующие темы: знакомство с пьесой; от этюдов
к спектаклю.
6-й раздел – «Интеграция искусств» - представлены разные варианты интеграции
занятий по изобразительной деятельности, художественной литературе, музыки и театра,
содержательной основой которых является театральная игра.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
− просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
− игры-драматизации;
− моделирование игровых ситуаций, направленных на социально-эмоциональное и
нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка;
− игры-импровизации, способствующие развитию пластики, чувства ритма,
музыкального слуха, пантомимики;
− игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
− коррекционно-развивающие игры;
− артикуляционная гимнастика;
− задания для развития речевой интонационной выразительности;
− игры-беседы (развитие эмпатии, памяти, мышления, диалогической речи);
− игры-путешествия, включающие разнообразный познавательный материал с
богатым речевым наполнением;
8

− ритмические минутки (логоритмика);
− пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для
свободного кукловождения;
− театральные этюды на развитие творческого воображения;
− подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
− знакомство с текстом сказки и средствами её драматизации – жестом, мимикой,
движением, костюмом, декорациями (реквизит).
Первые игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее в занятиях
используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в
игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь во
второй половине года педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к
самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику в различных вариациях.

9

Содержание учебно-тематического плана
Первый год обучения (5-6 лет)
Модуль программы

1. Театральная игра

2. Ритмопластика

Теория

Практика

Сентябрь,октябрь, ноябрь
Развивать зрительное и слуховое
Игры: Эстафета, Знакомство
внимание, память, наблюдательность Кто во что одет? Вышивание
Учиться снимать зажатость и скован- Веселые обезьянки
ность, а также согласовывать свои
Внимательные
действия с другими детьми
матрешки
Развивать умение произвольно реагировать на команду
Развивать умение пользоваться жесИгры и упражнения:
тами
Самолеты и бабочки Первая
Развивать двигательные способности потеря Осенние листья
детей, ловкость, подвижность
Бабочки
Упражняться в попеременном напря- Считалочка, Муравьи, Огонь и
жении и расслаблении основных
лед, Мокрые котята, Штанга,
групп мышц
Кактус и ива, Конкурс лентяРазвивать умение равномерно двиев, Пальма
гаться по площадке, не сталкиваясь
друг с другом
Уметь произвольно реагировать на
музыкальный сигнал Развивать
умение передавать в свободных
импровизациях характер и настроение музыки

Количество
часов
теории/практик
и

Репертуар

2/2

1/3

Золотарев.
«Полетаем на самолете»
А.Грибоедов. Вальс ля
минор
Р.Шуман. «Первая
потеря»
М.Глинка. Вальсфантазия
Майкапар.
«Мотылек

3. Культура и техника
речи

4. Основы
театральной
культуры

5.Работа над
спектаклем Синтез
искусств

6.Интеграция
искусства

Развивать речевое дыхание и
правильную артикуляцию Развивать
дикцию Учить строить диалог,
подбирать слова по общим признакам и определения к словам

Игры и упражнения: Мыльные
пузыри Веселый пятачок
Колокольчик Удивленный
бегемот
Фыркающая лошадка
Вопрос —ответ Волшебная
корзинка

Развивать интерес к сценическому
искусству
Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим,
музыкальным (опера, балет,
оперетта) и кукольным театром

Экскурсия в театральный
музей Рассматривание иллюстраций и фотографий
различных театров. Просмотр
видеозаписей. Посещение
кукольного театра и др.
детских театров
Игры и упражнения:
«Живая картина»,
«Путешествие к Царице
Осени». Танцевальная
импровизация «Листочки».
Коллективная работа
«Собери портрет мамы»,
«Путешествие в мамину
страну»,
«Расскажи от имени…».
Театрализация «Три мамы».

Учиться снимать зажатость и
скованность, а также согласовывать
свои действия с другими детьми.
Развивать умение равномерно
двигаться по площадке, не
сталкиваясь друг с другом. Развивать
умение передавать, в свободных
импровизациях, характер и
настроение музыки.
Развивать фантазию и воображение.

1/2

1/2

Скороговорки: Шесть
мышат в камышах
шуршат, Сшила Саша
Сашке шапку,
От топота копыт пыль по
полю летит, Наш
Полкан...
Стихи: «Надвигается
гроза». А.Тараскин;
«Еж». В.Фетисов;
Театральный словарь:
театр, опера, балет,
оперетта, драма,
спектакль, аплодисменты

2/3

«Времена года»
1/3

11

1. Театральная игра

2. Ритмопластика

3. Культура и техника
речи

Декабрь, январь, февраль
Развивать находчивость,
Игры:
воображение, фантазию
Дружные звери Цапля
Воспитывать доброжелательность и
Передай позу Телепаты
коммуникативность в отношениях со Летает — не летает где мы
сверстниками Развивать быстроту
побывали? Что мы делали, не
реакции и координацию движений
скажем
Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами
Развивать чувство ритма и координа- Игры и упражнения: Медведи
цию движений, пластическую вырав клетке Ежик Подарок
зительность и музыкальность Учить
В царстве золотой рыбки
создавать образы живых существ с
Снежинки Не ошибись. Пойпомощью выразительных пластичес- май хлопок. Шея есть, шеи
ких движений Развивать умение
нет. Закрыть книжку, расискренне верить в любую воображае- крыть. Осьминог. Пантеры.
мую ситуацию
Зернышко Цыплята. В «Детском мире». Веселая зарядка.
Тренировать четкое произношение
согласных в конце слова
Упражнять артикуляционный
аппарат Уметь составлять
предложения с заданными словами
по карточкам Учить пользоваться
интонациями, произнося фразы
грустно, радостно, удивленно,
сердито Учить строить диалоги,
самостоятельно выбрав партнера

1/5

1/4

Забавные стихи Веселый
пятачок Жало змеи Часики
Сочини предложение
Фраза по кругу

1/3

К.Черни, ор. 821, этюд №
152 Э. Вал ьдтейфел ь.
«Ежик»
П.Чайковский. «Новая
кукла»
К.Сен-Санс. «Аквариум»
(«Карнавал животных»)
В.Ребиков. Вальс из
оперы «Елка»
Скороговорки: Мышки
сушки... Лежебока
рыжий кот... На дворе
трава... Король-орел...
Бобр добр...
Стихи:
«Вежливый слон»,
«Комар и слон».
В.Лунин; Почему не спят
котята?», «Ежик и
дождик». Вл. Степанов;
«Три собаки», «Кошка».
В. Еремин; «Приятная
встреча». Б.Заходер;

12

4. Основы
театральной
культуры
5. Работа над
спектаклем Синтез
искусств

6.Интеграция
искусства
1. Театральная игра

2. Ритмопластика

Активизировать познавательный
Беседа-диалог с детьми о
интерес
создателях спектакля Зачем
Познакомить с главными
нужны декорации? Музыка?
театральными профессиями: актер,
Что делает режиссер? Что
режиссер, художник, композитор
должен уметь актер?
Учиться снимать зажатость и
Танцевальные импровизации
скованность, а также согласовывать
«В царстве Снежной
свои действия с другими детьми.
Королевы», Песенное и
Развивать умение равномерно
танцевальное творчество
двигаться по площадке, не
«А мы зиму не боимся».
сталкиваясь друг с другом. Развивать Игры на развитие
умение передавать, в свободных
коммуникативных качеств.
импровизациях, характер и
Этюды на разыгрывание
настроение музыки. Развивать
основных эмоций.
фантазию и воображение. Учить
строить диалоги, самостоятельно
выбрав партнера.
«Зимушка-зима», «Юные
художники»
Март, апрель, май
Развивать способность искренне веИгры и упражнения:
рить в любую воображаемую ситуаПоварята. Живой телефон.
цию, превращать предметы Развивать Король Волшебная палочка и
навыки действия с воображаемыми
мячик (превращения
предметами
предмета) Этюды по сказкам
Уметь сочинять этюды по сказкам и
Задания:' наматывать клубок,
импровизировать игры-драматизации вышивать, рисовать, стирать
на темы знакомых сказок
платочек
Развивать умение использовать разВ стране гномов
нообразные жесты. Уметь передавать Заколдованный лес В стране
в свободных музыкально-пластичес- цветов Город роботов Как
ких импровизациях характер и
живешь? Бабушка Маланья

1/2

«Считалка». Н. Пикулева
Театральный словарь:
актер, режиссер,
художник, композитор,
декорации, костюмы

2/6

1/2
Русские народные сказки
«Колобок», «Теремок»
1/4

0/4

Э.Григ. «Шествие
гномов»
М. Мусоргский
«Картинки с выставки»
13

настроение музыкальных
произведений

3. Культура и техника
речи

Пополнять словарный запас
Развивать образное мышление
Подбирать к словам слова-действия и
слова, противоположные по
значению Совершенствовать навык
четкого произношения

Жесты: иди сюда — уходи;
согласие — несогласие; клич
— прислушивание; плач —
утешение; молчание — шепот;
приветствие — прощание; не
знаю.
Скороговорки
Стихи

№ 1. «Гном»
П.Чайковский. «Времена
года». «Подснежник»
С.Прокофьев. «Мон14еки и Капулетти»

0/2

4.Основы
театральной
культуры

Познакомить детей с устройством
театра, зрительного зала и сцены
Воспитывать культуру поведения в
театре и на концерте

Показать фотографии
зрительного зала конкретного
театра
Провести экскурсию в
ближайший театр Построить с
детьми из стульев зрительный
зал, отметить расположение на
сцене занавеса и кулис
Предложить детям сочинить

0/2

Стихи:
«Скрут». Саша Черный;
«Чудеса в авоське». Вл.
Левин; «Маленькие
феи».
С. Маршак; «Кораблик»,
«Очень вкусный пирог».
Д.Хармс Считалки:
Надувала кошка шар…
Н.Пикулева
Скороговорки:
Жук, над лужею жужжа…, Съел Валерик
вареник… Три сорокитараторки… Три сороки,
три трещотки… У
Кондрата…
Милая Мила…
Театральный
словарь:
сцена,занавес, кулисы,
задник, партер,
амфитеатр, балкон,
гардероб, фойе, буфет,
антракт

14

5. Работа над
спектаклем Синтез
искусств

Танцевальные импровизации. Игры
на развитие коммуникативных
качеств, воображения.

6. Интеграция
искусства

«Притча о маме», «Скоро лето»,
«Дружба крепкая».

этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что
можно взять с собой в театр?»
«Краски музыки».
Песенное и танцевальное
творчество «Солнышко колоконышко»

0/5

0/3

15

Содержание тматического плана
Второй год обучения (6-7лет)
Модуль программы

Теория

Сентябрь,октябрь, ноябрь
1. Театральная игра
Воспитывать готовность к
творчеству Развивать произвольное внимание, память,
наблюдательность Уметь
согласовывать свои действия с
партнерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и
партнерам по игре
Совершенствовать навыки
действий с воображаемыми
предметами Развивать умение
оправдывать свои действия и свое
мнение нафантазированными
причинами
2. Ритмопластика
Развивать умение владеть своим
телом, попеременно напрягать и
расслаблять различные группы
мышц Развивать умение
равномерно размещаться по
площадке, двигаться, не
сталкиваясь друг с другом, в

Практика

Игры:
Снежный ком Радиограмма
Запомни фотографию
Летает — не летает Тень
Внимательные
звери
Угадай, что я делаю День
рождения Превращение
предмета

Игры:
Муравьи
Буратино и Пьеро Баба-Яга
Насос и кукла Снеговик
Снежная Королева
Гипнотизер
Марионетки

Количество
часов
теории/практики

Репертуар

1/2

1/4

16

3. Культура и техника
речи

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез искусств

разных темпах
Развивать речевое дыхание,
тренировать 3 вида выдыхания
Учить пользоваться интонациями,
улучшать дикцию Расширять
диапазон и силу звучания голоса
Тренировать свободу звучания с
мягкой атакой Расширять образный строй речи
Развивать умение строить диалог
между героями разных сказок в
придуманных обстоятельствах
Познакомить детей с
особенностями театрального искусства, его отличиями от других
видов искусства (живописи,
скульптуры, музыки,литературы),
отметить его синтетический
характер, коллективность
творчества

Продолжать учиться снимать
зажатость и скованность, а также
согласовывать свои действия с
другими детьми. Развивать умение
равномерно двигаться по
площадке, не сталкиваясь друг с
другом. Развивать умение
передавать, в свободных
импровизациях, характер и

Игры:
Ифа со свечой Испорченный
телефон
Снежный ком Ручной мяч
Придумай диалог
Упражнения: Больной зуб
Капризуля Колокольчики
Колыбельная

Беседа-диалог с детьми о
материалах и инструментах,
которыми пользуются
живописец, скульптор, композитор
Выяснение, что театр
использует разные виды
искусства, объединяет много
людей, что зритель становится
соучастником процесса
создания спектакля
«Путешествие в страну
осенних настроений »,
«Угадай, что я делаю»,
«Превращение предмета».
Танцевальная импровизация
«Капельки»,
«Путешествие в мамину
страну»,
«Расскажи стихи руками».

1/3

«Как Кирилл заговорил».
Л.Каминский; «Бульдог и
таксик». Д.Хармс; «Разговор
с котом». В.Левановский
Считалка:
«У медведя на макушке».
Н.Пикулева Скороговорки:
Сыворотка из-под
простокваши...Оса уселась
на носу... Жужжит над жимолостью жук... Перепел
перепелку...
Театральный словарь:
драматург, пьеса, режиссер,
художник, композитор,
актер, сценическое действие,
жест, мимика, пантомима

1/2

0/7

17

настроение музыки. Развивать
фантазию и воображение.
Совершенствовать навыки
действий с воображаемыми
предметами. Развивать умение
оправдывать свои действия и свое
мнение нафантазированными
причинами.
«Осенние зарисовки»

6. Интеграция
искусства
Декабрь, январь, февраль
1. Театральная игра
Воспитывать инициативность и
выдержку
Развивать коммуникабельность и
умение общаться со взрослыми
людьми в разных ситуациях
Развивать воображение и веру в
сценический вымысел Учить детей
самостоятельно сочинял этюды с
заданными обстоятельствами на
эмоции и вежливое поведение
Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как
драму, балет, оперу Учить
действовать на сценической площадке естественно
2. Ритмопластика
Развивать чувство ритма, быстроту
реакции, координацию движений
Совершенствовать двигательные
способности и пластическую
выразительность
Создавать образы предметов и
живых существ через пластические

Театрализация «В гостях у
Джина».

1/3
Игры:
Телепаты След в след
Японская машинка
Кругосветное путешествие
Сочинение этюдов:
Знакомство Просьба
Благодарность Угощение
Поздравление и пожелание
Покупка театрального билета
Этюды на эмоции: радость,
гнев, грусть, удивление,
отвращение, страх

Игры:
Не ошибись Поймай хлопок
Ритмический этюд Голова или
хвост

0/5

1/3

«Из распахнутых ворот».
Д.Хармс Электронная
музыка для релаксации и
медитации

18

3. Культура и техника
речи

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез искусств

возможности своего тела
Развивать умение создавать образы
с помощью жеста и мимики
Развивать опору звучания на
мягкой атаке
Находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях
и выделять их голосом
Подбирать рифмы к заданным
словам Тренировать точное и
четкое произношение гласных и
согласных звуков Сочинять
коллективно сказку, по очереди
добавляя свое предложение Учить
самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику
Активизировать познавательный
интерес
Выяснить, кто и как создает
спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер»
Развивать коммуникабельность и
умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях.
Развивать воображение и веру в
сценический вымысел. Учить
детей самостоятельно сочинять
этюды с заданными
обстоятельствами на эмоции и
вежливое поведение.
Сочинять коллективно сказку, по
очереди добавляя свое

Игры:
Дрессированные собачки
Птичий двор Эхо
Чудо-лесенка Самолет
Похожий хвостик Сочини
сказку Змейка с воротцами
Артикуляционные
упражнения для языка, губ,
челюсти

0/2

Беседы о театральных
профессиях
0/2

Игры: «Не ошибись»,
«Поймай хлопок», «Змейка с
воротцами».
Театральная игра
«Кругосветное путешествие»,
Этюды на эмоции:
радость, гнев, грусть,
удивление,
отвращение, страх
Игры на развитие чувства
коллективизма.

Стихи:
«Дракон». В.Берес- тов;
«Жадина».
С. Маршак; «Полдня рисовал
я красавца коня». Е.Серова;
«В трамвае». А.Шлы- гин;
«Считалочка». Б.Заходер;
Считалки:
«Завтра с неба прилетит».
Н.Пикулева Щетинка — у
чушки... Ткет ткач. Гравер
Гаврила. Шли сорок мышей
Театральный
словарь:
осветитель, звукорежиссер,
гример, костюмер, реквизит,
бутафория, репетиция,
премьера

0/6

19

6. Интеграция
искусства
Март, апрель, май
1. Театральная игра

2. Ритмопластика

3. Культура и техника
речи

предложение.
Такие разные снежинки

0/3

Развивать умение одни и те же
действия выполнять в разных
ситуациях, обстоятельствах поразному Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками
Оценивать действия других детей
и сравнивать со своими
собственными Учить адекватно
реагировать на поведение
партнеров, в том числе на незапланированное Учить сочинять
этюды с нафантазированными
обстоятельствами
Развивать воображение и способность к пластической
импровизации Совершенствовать
умение создавать образы с
помощью жеста и мимики

Игры:
Воробьи, вороны Печатная
машинка Одно и то же поразному Этюды:
на пять органов чувств по
сказкам «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький
цветочек», «Принцесса на
горошине», «Свинопас» и др.

Формировать четкую, грамотную
речь Развивать умение
рассказывать сказку от имени
разных героев
Представлять себя другим
существом или предметом и

Фантазии о зиме.
Моя сказка Работа со скороговорками и стихами

Осенние листья Снежинки В
замке Спящей красавицы
Факир и змеи Умирающий
лебёдь Жесты:
агрессивный (вот я тебе!)
повелевающий (именно так!)
благодарный

0/5

0/4

0/1

А.Джойс. «Осенний вальс»
П.Чайковский. Вальс
снежных хлопьев из балета
«Щелкунчик»,
Д.Шостакович. «Романс»
П. Чайковский.
Арабский танец из балета
«Щелкунчик» К.Сен-Санс.
«Умирающий лебедь»
Стихи:
«Колдунье не кол- дуется».
М.Бородиц- кая; «Веселый
старичок». Д.Хармс:
«Мульмуля». С.Мил- лиган;
«Забавные стихи без конца».

20

сочинять монолог от его имени

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез искусств

6. Интеграция
искусства

Познакомить детей с устройством
театрального здания, обратить
внимание на неординарность
архитектуры и красивый фасад
Познакомить детей с атрибутами
театрального представления
Продолжать учиться снимать
зажатость и скованность, а также
согласовывать свои действия с
другими детьми. Развивать умение
равномерно двигаться по
площадке, не сталкиваясь друг с
другом. Развивать умение
передавать, в свободных
импровизациях, характер и
настроение музыки. Развивать
фантазию и воображение.
Совершенствовать навыки
действий с воображаемыми
предметами. Развивать умение
оправдывать свои действия и свое
мнение нафантазированными
причинами.
Колыбельная для мамы, наша
армия сильна, дыхание весны,
жители планеты детства

Рассматривание фотографий с
изображениями различных
московских театров Игрызанятия: Путешествие с театральным билетом О чем
рассказала театральная
программка
«Путешествие в страну
осенних настроений »,
«Угадай, что я делаю»,
«Превращение предмета».
Танцевальная импровизация
«Капельки»,
«Путешествие в мамину
страну»,
«Расскажи стихи руками».
Театрализация «В гостях у
Джина».

1/2

Скороговорки: Бык
тупогуб... Сшит колпак...
Полпогреба репы... Повар
Павел... У четырех
черепашек...
Театральный
словарь:
театральный билет,
театральная программка,
репертуар, афиша, антракт,
ложа

0/7

0/3

21

2.3. Планируемые результаты.
метапредметные результаты: у детей развитый художественный вкус, фантазия,
воображение, творческая активность, инициативность, сформированы артистические
навыки, коллективные действия. Дети умеют самостоятельно импровизировать текст,
попевки, танцевальные движения, мелодии и использовать импровизации в
самостоятельной деятельности
личностные результаты: у детей обогащен и активизирован активный словарь,
сформирован грамматический строй речи, связная речь (монологическия и диалогическая
речь).
предметные результаты: у детей сформирован эстетическоий вкус, театральная
культура, культура общения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Дети
могут вести диалог друг с другом и взрослыми на заданную тему
Воспитанники приобретают знания:
- о видах кукольного театра;
- о жанрах музыкального театра.
У воспитанников формируются представления:
- об устройстве театра, зрительного зала и сцены;
- об основных театральных профессиях.
У воспитанников развиваются умения:
- самостоятельно импровизировать текст, попевки, танцевальные движения, мелодии
и использовать импровизации в самостоятельной деятельности;
- ориентироваться в пространстве, равномерно заполняя его;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- овладевать комплексом артикуляционной гимнастики;
- передавать характеры героев, сыгранных сказок жестами, движениями, мимикой,
интонацией;
- самостоятельно искать выразительные средства для создания заданного образа;
- равномерно размещать и передвигать персонажей относительно декораций, центра
сцены;
- вести диалог друг с другом и взрослыми на заданную тему;
- сочинять рассказы от имени героя, составлять диалог между сказочными героями.
Организационный раздео общеразвивающей программы.
Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный зал.
- ширма стационарная для кукольного театра;
- пианино;
- стулья детские;
- костюмы детские, маски-шапочки;
- пальчиковые игры;
- музыкально дидактические игры;
-театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные, варежковые);
- музыкальные игры;
- музыкально-дидактические пособия (наглядные);
- подборка определенного песенного материала;
- репродукции, иллюстрации;
III.

- потешки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи о сезонных явлениях природы,
о животном и растительном мире и т.д;
- различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, варежковый,
перчаточный);
-набор ОРФ инструментов для элементарногомузицирования,
- музыкальный центр;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- интернет;
- акустическая колонки.
3.2Информационное обеспечение:
Разноцветный мир https://miroslava-folk.ru/children-theater
Детские сказки с музыкой https://vk.com/topic-37891310_31594991
Детские
спектакли
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyiistsenarii/detskie-spektakli-myuziklyi
Учебно-методичсеский кабинет https://ped-kopilka.ru/blogs/blog51515/muzykalnyikukolnyi-teatr-kak-kurochka-petushka-spasla-dlja-detei-6-10-let.html
Сценарии https://heaclub.ru/scenarij-dlya-kukolnogo-teatra-luchshaya-podborka-dlyadoshkolnikov-i-shkolnikov-v-rolyah
3.3 Кадровое обеспечение.
Долгополова Елена Александровна, педагог дополнительного образования.
Образование: ФГОУ ДПО «Уральская государственная консерватория имени М.П.
Мусоргского". Направление Инструментальное исполнительство. Артист оркестра,
ансамбля. Преподаватель фортепиано.
3.4. Методические материалы.
Во время реализации программы большинство занятий строится в игровой форме,
которая соответствует особенностям дошкольников и облегчает необходимость
многократного повторения упражнений.
Определены следующие подходы к формированию Программы:
− личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является
главным критерием его эффективности;
− личностно-деятельностный подход заключается в том, что педагог находит те
методы и приемы, которые помогают ребенку освоить материал, научится самому тому
или иному навыку, быть самостоятельным, способным к рефлексии;
− индивидуальный подход определяется как комплекс действий педагога,
направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровня развития ребенка;
− деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной
деятельности в образовательном процессе;
− системно-деятельностный подход к развитию ребенка предполагает гармоничное
развитие всех сторон личности ребенка:
− возрастной подход предполагает ориентировку педагога на закономерности
развития личности ребенка
Учитывая особенности каждого ребёнка, педагог находит наиболее подходящие
методы работы, позволяющие максимально развивать музыкальные способности
учащегося.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрационный – восприятие и усвоение готовой
информации (занятие с помощью ИКТ, прослушивание музыки);
2. Репродуктивный - воспроизведение полученной информации;
23

3. Исследовательский - самостоятельное осмысление полученной информации для
развития творческого мышления.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая - технология построения образовательного процесса на
занятии (периодическая смена деятельности);
2. Игровая - технология психологически комфортного и позитивного настроя на
занятии, которая позволяет выявить индивидуальные особенности учащегося;
3. Информационно-коммуникативная - технология использования интернетресурсов, мультимедийного оборудования (ноутбук, интерактивная доска);
4. Личностно-ориентированная - технология сотрудничества, выявление
индивидуальности и самоценности учащегося, на основе которой происходит дальнейшее
выстраивание педагогического воздействия, создание позитивной и творческой
атмосферы занятия.
3.5.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации программы являются: театральные
постановки, творческие проекты; открытые занятия для родителей.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
1. Основы театральной культуры
Высокий уровень3 балла
Средний уровень:
2 балла
Проявляет устойчивый интерес Интересуется
к театральному искусству и
театральной
театрализованной
деятельностью
деятельности. Знает правила
поведения в театре
Называет различные виды
Использует свои знания
театра, знает их различия,
в театрализованной
может охарактеризовать
деятельности
театральные профессии
2. Речевая культура
Понимает главную идею
Понимает главную идею
литературного произведения,
литературного
поясняет свое высказывание
произведения
Дает подробные словесные
Дает словесные
характеристики главных и
характеристики главных
второстепенных героев
и второстепенных героев
Творчески интерпретирует
Выделяет и может
единицы сюжета на основе
охарактеризовать
литературного произведения
единицы сюжета
Умеет пересказывать текст
В пересказе использует
произведения от разных лиц,
средства языковой
используя языковые и
выразительности
интонационно-образные
(эпитеты, сравнения,
средства выразительности речи образные выражения)
3. Эмоционально-образное развитие
Творчески применяет в
Владеет знаниями о
спектаклях и инсценировках
различных
знания о различных
эмоциональных
эмоциональных состояниях и
состояниях и может их

Низкий уровень:
1 балл
Не проявляет интереса к
театральной деятельности.
Знает правила поведения в
театре
Затрудняется назвать
различные виды театров

Понимает содержание
произведения
Различает главных и
второстепенных героев
Затрудняется выделить
единицы сюжета
Пересказывает текст
произведения с помощью
педагога

Различает эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затрудняется их
24

характере героев, использует
различные средства
выразительности
4. Навыки кукловождения
Импровизирует с куклами
разных систем в работе над
спектаклем
5. Музыкальное развитие
Импровизирует под музыку
разного характера, создавая
выразительные пластические
образы
Свободно подбирает
музыкальные характеристики
героев, музыкальное
сопровождение к частям
сюжета

продемонстрировать,
используя мимику, жест,
позу, движение,
требуется помощь в
выразительности

продемонстрировать
средствами мимики, жеста,
движения

Использует навыки
кукловождения в работе
над спектаклем

Владеет элементарными
навыками кукловождения

Передает в свободных
пластических движениях
характер музыки

Затрудняется в создании
пластических образов в
соответствии с характером
музыки
Затрудняется выбрать
музыкальную
характеристику героев из
предложенных педагогом

Самостоятельно
выбирает музыкальные
характеристики героев,
музыкальное
сопровождение к частям
сюжета из
предложенных
педагогом
Самостоятельно использует
С помощью педагога
музыкальное сопровождение на использует детские
детских музыкальных
музыкальные
инструментах, свободно
инструменты, подбирает
исполняет песню, танец в
музыкальное
спектакле
сопровождение,
исполняет песню, танец
6. Основы изобразительно – оформительской деятельности
Самостоятельно создает
Создает эскизы
эскизы к основным действиям
декораций, персонажей и
спектакля, эскизы персонажей
основных действий
и декораций с учетом
спектакля
материала, из которого их
будут изготовлять
Проявляет фантазию в
Создает по эскизу или
изготовлении декораций и
словесной
персонажей к спектаклям для
характеристикеразличных видов театра
инструкции декорации
(кукольного, настольного, на
из различных
фланелеграфе)
материалов
7. Основы коллективной творческой деятельности
Проявляет инициативу,
Проявляет инициативу и
согласованность действий с
согласованность
партнерами, творческую
действий с партнерами в
активность на всех этапах
планировании
работы над спектаклем
коллективной
деятельности

Затрудняется в игре на
детских музыкальных
инструментах и подборе
знакомых песен к спектаклю

Создает рисунки на
основные действия
спектакля

Затрудняется в изготовлении
декораций из различных
материалов

Не проявляет инициативы,
пассивен на всех этапах
работы над спектаклем

25

Список литературы.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.,ТЦ СФЕРА –
2003.
2. Бодраченко Н.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста / М.: Айрис-пресс, 2006.
3. В гостях у сказки /театрализованные представления, авт. сост. Л.Петухова, - М.,
Музыка – 2005.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: Методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. М., 2004.
5. Как найти дорожку /Ж.Л.Металлиди, серия «Сыграем сказку»/ С.- П-бург:
Композитор - 2002.
6. Музыкальный теремок. Сказки и инсценировки для детей младшего возраста, - М.,
Музыка – 1981.
7. Музыкальный фейерверк /Е.А.Гомонова – Ярославль: Академия развития, - 2005.
8. Наш музыкальный театр /для детей младшего возраста/ - М., Музыка – 1991.
9. Сигурова И.А. Театрально-игровая деятельность с детьми. Екатеринбург, из-во
Дома учителя – 2002.
10. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. М.,
Линка-Пресс – 2009.
11. Фольклор-музыка-театр / Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками. – Под редакцией
С.И.Мерзляковой. / М.: Гуманит изд.центр ВЛАДОС – 1999.
12. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу./ М.:ЛИНКА ПРЕСС, 1999.
13. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1990.
14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. /Программа и репертуар/ М.,ВЛАДОС 2004.

26

Приложение 1
Тематический план
1-й год обучения (5-6 лет)
Тема занятий
Вводное «Театр вновь приглашает друзей»
«Что расскажет нам зеркало?» (настроение и эмоции)
«Говорим правильно и четко»
«Фантазируем и играем» «Осенние импровизации»
«Это интересно» основы театральной культуры
Интеграция искусств «Времена года»
«Разыгрывание этюдов на основные эмоции»
«Угадай, что я делаю?» (ритмопластика)
«Моя страна - Вообразилия» «Сказку ты, дружок,
послушай и сыграй»
«Это интересно»
Ритмопластика «Поиграем пальчиками»
«Одно и то же по-разному»
«Говорим правильно и четко»
Интеграция искусств «Притча о маме»
«Моя страна - Вообразилия» Викторина«Сами с усами»
«Это интересно» (основы театральной культуры)
«Представьте себе»
Ритмопластика
Интеграция искусств «Зимушка-зима»
«Говорим правильно и четко»
«Моя страна - Вообразилия»
«Это интересно»
Ритмопластика «Музыкально-пластические
импровизации»
«Культура и техника речи» «Добавим рифму»
«Это интересно»
Интеграция искусств «Дружба крепкая»
«Вместе весело играть…»
Ритмопластика «Загадки без слов»
«Культура и техника речи»
Интеграция искусств «Юные художники»
«Это интересно» Викторина «Игралочка»
«Культура и техника речи»
«Театральные игры»
«Сочиняем сказку» (ритмопластика)
Репетиция сказки по выбору педагога
Интеграция искусств «Скоро лето!»
Репетиция сказки по выбору педагога
Премьера спектакля
Итого:

Кол-во
занятий в
неделю
1
1
2
1
1
2
2
3
1
1
3
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
1
3
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
10
1
10
1
72
27

2-й год обучения (6-7 лет)
Тема занятий
Кол-во
занятий
Вводное «Здравствуй, театр!»
1
«Отражение» (настроение и эмоции)
1
«Культура и техника речи»
1
«Фантазируем и играем» «Осенние импровизации»
1
«Это интересно» основы театральной культуры
2
Интеграция искусств «Осенние зарисовки»
2
Разыгрывание этюдов на основные эмоции
1
«Угадайка» (ритмопластика)
3
«Моя страна - Вообразилия» «Сказку ты, дружок
1
послушай и сыграй»
«Это интересно»
1
Ритмопластика «Поиграем пальчиками»
2
«Одно и то же по-разному»
1
«Говорим правильно и четко»
2
Интеграция искусств «Колыбельная для мамы»
2
«Моя страна - Вообразилия»
1
«Это интересно» (основы театральной культуры)
1
«Представьте себе»
2
Ритмопластика
1
Интеграция искусств «Такие разные снежинки»
2
«Говорим правильно и четко»
1
«Моя страна - Вообразилия»
1
«Это интересно»
1
Ритмопластика «Музыкально-пластические
3
импровизации»
«Культура и техника речи»
2
Интеграция искусств «Наша армия сильна»
1
«Это интересно»
1
«Вместе весело играть…»
1
Ритмопластика «Загадки без слов»
1
«Культура и техника речи»
1
Интеграция искусств «Всем советуем дружить»
2
«Это интересно»
1
«Культура и техника речи»
1
«Театральные игры»
2
Интеграция искусств «Дыхание весны»
1
«Сочиняем сказку» (ритмопластика)
3
Репетиция сказки по выбору педагога
10
Интеграция искусств «Жители планеты Детство»
1
Репетиция сказки по выбору педагога
9
Премьера спектакля
1
Итого: 72
28

Приложение 2
Календарный учебный график
Начало учебного года – 01 сентября 2023 года
Окончание учебного года - 31 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года: 36 недель;
Продолжительность учебной недели - 5 дней
Нерабочими и праздничными днями являются:
Суббота, воскресенье
31декабря 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
Примечание: При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной
день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением
выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти