ДООП Студия Волшебные бусинки 3-4

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
студия «Волшебные бусинки» для детей дошкольного возраста
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации 1 год

Составитель: Рихтер Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования

Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 3-5 лет
«Волшебные бусинки». – г. Екатеринбург. – 2023г.
Составитель: Рихтер И.В. педагог дополнительного образования МАДОУ детский
сад № 53.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 3-5 лет
«Художественная гимнастика» обеспечивает вариативность образовательного
маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена
на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как
заказчиков образовательных услуг.
Программа для детей дошкольного возраста 3-5 лет «Волшебные бусинки»
разработана с целью: оказания своевременной профилактической помощи и
коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

1

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план работы с детьми
младшего и среднего дошкольного возраста 1 год
обучения

3.

Содержание изучаемого курса: комплексно-тематическое
планирование

4.

Методическое обеспечение

5.

Список использованной литературы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«ВОЛШЕБНЫЕ БУСИНКИ»: дополнительная общеразвивающая программа социальнокоммуникативной направленности (нормативный срок освоения 3 года) по развитию
компонентов речевой системы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом 273ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012., «Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155/
Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. № 30384), СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013. № 26).
Новизна. Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно растёт, а речевые
нарушения принимают все более сложные формы. Значение раннего логопедического
воздействия трудно переоценить. Вовремя устраняя нарушения звукопроизношения, а также
развивая фонематические процессы у детей, мы помогаем преодолевать трудности общения
с окружающими, а в дальнейшем хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои
природные способности и интеллектуальные возможности. Установлено, что возраст пятого
года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического
слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой
действительности. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и
проявляют особый интерес к словам и звукам.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное
образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных
учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На
занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое
применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая
работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные,
речевые и творческие запросы.
Актуальность. Учитывая эффективность ранней логопедической работы, возникла
необходимость организовать платную дополнительную образовательную услугу для детей,
посещающих МАДОУ детский сад № 53, направленную на раннюю коррекцию и
профилактику речевых нарушений для детей 4-6 лет, посещающих группы
общеразвивающей направленности.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебные бусинки»
позволят оказать своевременную профилактическую помощь и коррекцию речевых
нарушений всем детям дошкольного возраста от 4 до 6 лет, нуждающимся в них.
Цель программы: Создание условий для оказания своевременной профилактической
помощи и коррекции речевых нарушений детям дошкольного возраста от 3 до 5 лет,
посещающих МАДОУ детский сад №53 и нуждающихся в ней.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме.
2. Совершенствование грамматического строя речи.
3. Формирование и развитие связной речи.
4. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в
игровых упражнениях.
2

5. Воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение
расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица.
6. Развитие общей и мелкой моторики детей.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е.
последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков
по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного
состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное - закладывает
основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной
предпосылкой успешности школьного обучения (Ф.С.Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев,
С.А. Тумакова, Л.Е. Журова и др.
Программа «Волшебные бусинки» составлена с учетом рекомендаций Т.Б. Филичевой,
Т.В. Чиркиной, Н.В. Нищевой. Подобраны и систематизированы задания, ориентированные
на два года обучения.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана для детей,
посещающих МАДОУ детский сад № 53, по реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Волшебные бусинки» по социально-педагогической направленности по
развитию компонентов речевой системы оказывается в кружке «Волшебные бусинки» с
01.09 2020 года по 31.05.2021 года.
Работа в кружке «Волшебные бусинки» осуществляется в соответствии с календарнотематическим планированием. Программа включает в себя 72 занятия.
Образовательная деятельность проводится в соответствии с расписанием занятий по
оказанию платных дополнительных образовательных услуг в МАДОУ детский сад № 53 и
предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью: средняя группа 20 минут, старшая группа - 25 минут, подготовительная группа-30 минут.
Зачисление в кружок происходит на основании заявления родителей (законного
представителя) воспитанника и договора, заключенного между МАДОУ детский сад №53 и
родителями (законными представителями) воспитанника, посещающего МАДОУ детский сад
№ 53.
Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему
индивидуальных консультаций, методических рекомендаций.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование в соответствии с
возрастом ребенка.
Деятельность по развитию кружка «Волшебные бусинки» основывается на следующих
принципах:
1. Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на
основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
2. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и
продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое
знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового
знания.
3. Принцип культуросообразности. Образ Мира у ребенка – это не мир вокруг него, это
Мир, частью которого является сам ребенок, который он переживает и осмысливает.
4. Принцип развития – развивающее образование призвано создавать каждому ребенку
условия, в которых он максимально реализовывал бы себя как индивидуальность.
5. Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что
дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать как внутренней

3

природе, так и внешним условиям. Дошкольное образование ребенка в соответствии с
его природой, его здоровьем, способностями и склонностями, индивидуальными
особенностями.
6. Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию окружающего мира,
педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость,
отзывчивость, коммуникабельность.
7. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть
понимания возможностей различных вариантов решения проблемы и выбору
оптимального решения.
8. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе –
самом себе), то есть, сформирован базис личностной культуры.
9. Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие
взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного принципа в
образовательном пространстве обеспечивает ребенку уверенность в своих силах,
открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность – то есть атмосферу,
стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к
познанию, чувство собственного достоинства.
10. Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную
обусловленность, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.
11. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в различных
видах деятельности, особенно в художественно-эстетической. Развитие в ребенке
природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих
ему самореализовываться.
12. Основные принципы дошкольного образования:
⎯ полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
⎯ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
⎯ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
⎯ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
⎯ сотрудничество Организации с семьей;
⎯ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
⎯ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
⎯ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
⎯ учет этнокультурной ситуации развития детей.
13. Принципы заложенные в Конституции РФ, законодательстве РФ, с учетов Конвенции
о правах ребенка:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период
есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников

4

организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Формы и режим занятий:
Основные способы организации детей: групповой
Основными методами и приемами организации детской деятельности являются:
Методы
Приёмы
Наглядный

Рассматривание на занятиях предметных картинок.
Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов,
обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,
дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых

Информационно
- рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (беседа, упражнения
по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы. Проекты, конкурсы, физминутки.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение
художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии,
моделирование ситуации.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Прогнозируемый результат на этапе освоения детьми младшего и среднего дошкольного
возраста (3-5 лет) 1–го года обучения Программы:
1. Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с
лексическими темами;
3. Правильное употребление грамматических категорий;
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на
бездефектном речевом материале;
5. Формирование связной речи.
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного
возраста) освоения воспитанниками младшего и среднего дошкольного возраста
дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные бусинки»

5

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг направлен на выявление степени эффективности
взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательных отношений с целью освоения
Программы. Педагогическая диагностика проводится с каждым ребенком 2 раза в год (в
октябре и мае).
Полученные результаты позволяют говорить, насколько правильно построена
образовательная работа и взаимодействие с конкретным ребенком.
Высокие результаты являются показателем успешной работы с ребенком и его
благополучного развития. Средние результаты позволяют говорить о том, что педагогу
стоит обратить внимание на особенности образовательной работы с данным ребенком и
учесть особенности его индивидуального развития. Низкие показатели требуют тщательного
всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного психологопедагогического обследования ребенка.
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое
наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно
стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих
приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза,
предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В.
Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 4-6 года жизни
планируемых итоговых результатов освоения Программы на основе выявления динамики
формирования у воспитанников речевых навыков, которые они должны приобрести в
результате ее освоения.
Задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и
наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия
потенциала детской личности.
Методы. Основные методы позволяющие выявить степень реализации программы
являются наблюдение за детьми, несложные эксперименты (дидактические игры, поручения
и пр.), беседа.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей
роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг
образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательной деятельности основывается на анализе достижений
каждого конкретного ребенка. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную
карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценить стержень эффективности
реализации Программы.
Работа педагога строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей,
структуры нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его
образовательных достижений.

6

То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической
основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга развития воспитанников.
Критерии педагогической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, и
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования:
Часто – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Иногда – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько
самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Крайне редко – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Показатели проявлений в коммуникативной деятельности и общении
у детей младшего и среднего дошкольного возраста
по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные
бусинки»
Артикуляционная моторика
Мелкая моторика
Звукопроизношение
Фонематический процесс
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связная речь

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Участие детей в конкурсах детского речевого творчества.
Открытые занятия для родителей и педагогов.
Родительские собрания.

1.
2.
3.

2.
№
п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО И
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Название темы

Колво
занят
ий

В том числе
Теория

Практика

Продолжительность,
минуты
Младша Средняя
я группа группа

1. Диагностика
1
.
2. Тема
2
«Осенний лес – полон чудес»
.
3. Тема
3
«Во саду ли в огороде»
.
4. Тема «У медведя во бору»

3

3

-

15

20

3

1

2

15

20

2

1

1

15

20

2

1

1

15

20

5. Логотренинг

3

-

3

15

20

6. Тема «Волшебный мир звуков»

3

1

2

15

20

7. Тема «Я люблю свою лошадку»

3

2

1

15

20

7

8. Тема «Пернатые друзья»
9. Тема «Здравствуй, зимушказима»
10. Тема «Семья»
11. Тема «Здравствуй, Елочка - зеленая
иголочка»
12. Тема «Зимние забавы»
13. Тема «Зимовье животных»
14. Тема «Зимующие птицы»
15. Тема «Мир полон сказок и
чудес»

3
2

2
1

1
1

15
15

20
20

3
3

2
1

1
2

15
15

20
20

3
3
3
3

2
2
2
2

1
1
1
1

15
15
15
15

20
20
20
20

16. Тема « Я- человек».
17. Тема «Малыши - кибальчиши»
18. Тема «Весна- красна.
Мамин праздник»
19. Тема «Все работы хороши»
20. Тема «Ателье»
21. Тема
«Перелетные птицы»
22. Тема «Цветы»
23. Тема
«Подводный мир»
24. Тема «Транспорт»
25. Тема «Мир насекомых»
26. Тема« Скоро лето»
ИТОГО:

3
2
3

2
1
1

1
1
2

15
15
15

20
20
20

3
3
2
2
3
3
3
3
72

2
2
1
1
2
1
1
1
38

1
1
1
1
1
2
2
2
34

15
15
15
15
15
15
15
15

20
20
20
20
20
20
20
20

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО и СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема блок
Сентябрь
Диагностика
«Детский сад»

Задачи
Оценить уровень развития детей на начало обучения
1.
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» закрепить имена, фамилии детей и их сверстников.
2.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый
ветерок».
3.
Пальчиковая гимнастика «Друзья» - развитие мелкой
моторики.
4.
Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».
5.
«Мой Веселый язычок» - знакомство с органами
артикуляции

8

«Осенний лес – полон чудес»

Октябрь
«Во саду ли в огороде»

«У медведя во бору»

Логотренинг

«Волшебный мир звуков»

Ноябрь
«Я люблю свою лошадку»

«Пернатые друзья»

1.
Релаксационные упражнения «Хорошее настроение»
2.
Игра «Узнай по голосу»- формирование слухового
восприятия.
3.
Упражнение на дыхание «Листопад»
4.
Заучивание стихотворения «Осень» Зрительная
гимнастика «Солнышко и тучки»- профилактика зрительных
нарушений.
Массаж для глаз «Раздеваем лук»
Закрепление названий органов артикуляции.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Чтение и пересказ сказки «Репка»
1. Дыхательное упражнение
«Листопад».
2. Релаксия (образные превращения)
3. Логоритмические упражнения- учить слышать ритм и темп
музыки.
4. Су Джок терапия «Ёжик»
5. Игра «Постучимся в «Теремок»
1. Пальчиковая игра «Как живешь?»
2. Самомассаж
3. Работа над дыханием «Ветерок»
4. Игра «Сказочка - подсказочка»- закрепление названия
органов артикуляции.
1.Сказка «Сказка о непослушном язычке» -развитие
артикуляционного аппарата.
2. Игры со звучащими предметами - знакомство со звуками.
3.Интонационная выразительность речи «Колобок»
4.Игра «За грибами» - развитие общей моторики
1.
2.
3.
4.

1. Психогимнастика «Чудесные превращения».
2. Сказка «Сказка о непослушном язычке"- развитие органов

артикуляции.
3. Игра с прищепками «Котенок» - координация движений
рук.
4. Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» побуждать детей вступать в игровое и речевое
взаимодействие со сверстниками
5. Игра «Узнай по силуэту»
1.
Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков»
2.
Игра «Гуси - лебеди»- развитие речевого дыхания.
3.
Развитие выразительности речи. Стихотворение
«Стайка».
4.
Игра «Многим домик послужил, кто только в домике
не жил».
5.
Усвоение понятий «живой — неживой» - развитие
мышления

Декабрь

9

Релаксационные упражнения
«Здравствуй, зимушка - зима» 1.
2.
Дыхательное упражнение «Снежинка»
3.
Массаж «Мороз - красный нос»
4.
Закрепление произношения звуков в чистоговорках
«Раз, два, три, четыре, пять стихи - будем сочинять».
5.
Упражнения для коррекции зрения «Лыжники»
1.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
«Семья»
2.
Игра с мячом «Подбери пару».
3.
Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и
бабушке».
4.
Мимические упражнения «Гномики»
5.
Игра «На помощь Звукознайкину»- активизировать
словарный запас.
1.
Дыхательное упражнение
«Здравствуй, елочка 2.
«Снежинка».
зеленая иголочка»
3.
Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний
лес»
4.
Гимнастика для глаз «Ёлочка».
5.
Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой
хата…»
Январь
1.
Дыхательное упражнение «Вьюга».
«Зимние забавы»
2.
Релаксационные упражнения «Зимние забавы»
3.
Выполнение
артикуляционных упражнений игра
«Сказочка- подсказочка»
4.
Оздоровительный массаж.
5.
Театральная игра «Сказочные превращения».
6.
Работа над выразительностью в стихотворении «Есть
в лесу под елкой хатой…»
1.
Дыхательное упражнение
«Зимовье животных»
2.
«Снежинки».
3.
Релаксия (образные превращения)
4.
Логоритмические упражнения
5.
Игра «Узнай по силуэту»
6.
Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава,
слава всем друзьям».
1.
Дыхательное упражнение
«Зимующие птицы»
2.
«Сдуй снежинку».
3.
Релаксационные упражнение
4.
«Согреем воробушка»
5.
Ритмодекламация «Кормушка»
6.
Театральная игра «Одно и то же по-разному».
Февраль
1.
Работа над речевым дыханием «Снежинка»
«Мир полон сказок и чудес»
2.
Зрительная гимнастика «Елочка».
3.
Релаксационные
упражнения
«Сказочные
превращения»
4.
Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
5.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
6.
Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя
прогулка»

10

«Я- человек».

«Малыши- кибальчиши»

1.
Дыхательное упражнение
2.
«Шарик».
3.
Игра «Доскажи словечко»
4.
Игра “Что делаем, покажем и скажем»
5.
Распознаём по мимике и интонации
6.
«Назови ласково»
1.
Дыхательное упражнение
2.
«Звездочки».
3.
Релаксационные упражнения
4.
«Мы - веселые ребята»
5.
Пальчиковая гимнастика.
6.
Побуждать вступать в игровое
взаимодействие рассматривание картин.

и

речевое

Март
«Веснакрасна.
праздник»

Дыхательное упражнение «Аромат роз».
Мамин 1.
2.
Релаксационные упражнения «Игра с песком».
3.
Заучивание стихотворения «Мамин день»
4.
Драматизация сказки «Теремок».
«Все работы хороши»
1.
Дыхательное упражнение
2.
«Солнечные зайчики».
3.
Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки»
4.
Оздоровительный массаж.
5.
Развитие мышления «Кто больше заметит небылиц»
6.
Работа над выразительностью: стихотворение
«Мамин день».
1.
Дидактическая игра «Наведи порядок».
«Ателье»
2.
Дыхательное упражнение
3.
«Ветерок».
4.
Выполнение артикуляционных упражнений
5.
Релаксационные упражнения
6.
«Холодно - жарко».
7.
Массаж «Что делать после дождика?».
Апрель
«Перелетные птицы»

«Цветы»

1.
Дыхательное упражнение
2.
«Гуси - лебеди».
3.
Релаксационное упражнение Холодно - жарко»
4.
Массаж лица «Воробей».
5.
«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».
6.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка»
7.
«Злая, злая нехорошая змея укусила молодого
воробья»- мимические упражнения.
1.
Дыхательное упражнение
2.
«Лепестки».
3.
Релаксационное упражнение «На полянке».
4.
Логоритмическое упражнение «Цветок»
5.
Проблемное упражнение «Пропал бы бедный
воробей, если б не было друзей».

11

«Подводный мир»

«Транспорт»

Май
Тема « Мир насекомых»

«Скоро лето»

Диагностика

4.

1.
Дыхательное упражнение «Буря в стакане».
2.
Релаксационные упражнения
3.
«Водопад».
4.
Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные
ушки?”
5.
Гимнастика для глаз.
6.
Театральная игра «Морское путешествие».
1.
Дыхательное упражнение
2.
«Паровоз».
3.
Подвижная игра «Шоферы» -координация речи с
движением.
4.
Дифференциация звуков. Упражнение “Шина” “Насос”
5.
Упражнение
“Шифровальщики”слуховое
восприятие
1.
Дыхательное упражнение «Ворона».
2.
Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей».
3.
Массаж ушных раковин.
4.
Су- Джок терапия «Ёжики»
5.
Игра «Каждому страх большим кажется»- развитие
связного высказывания.
1.
Дыхательное упражнение Дровосек».
2.
Релаксационные упражнения «Бабочка».
3.
Оздоровительный массаж.
4.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два….»
5.
Мимические упражнения «Преодолеем страх».
Изучить процесс достижения детьми 4-5 года жизни
планируемых итоговых результатов освоения программы на
основе выявления динамики формирования у воспитанников
интегративных качеств, которые они должны приобрести в
результате ее освоения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обеспечение методическими материалами и пособиями
1.
2.
3.
4.
5.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Гном-пресс,
1999г.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с ФФН
(старшая и подготовительная группы). М., 1993г.
С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду
для детей
с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г.
Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со
стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с
ТНР. п/р Л.В. Лопатиной, СПб. 2014г.

12

6.
7.

Чиркина
Г.В.
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, Просвещение, 2009.
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.
Волгоград. Учитель, 2014г.

Диагностика
Литература
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
2. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.
3. И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.

Пособия
1. О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей.
Альбом 1, 2, 3, 4,5.
2. Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.
3. Скоро в школу.
Звукопроизношение
Литература
1. Т.В. Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2. Е.В. Новикова. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4. В.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р –
Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
5. В.В. Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих,
свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей:
логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
7. Е.А. Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
8. Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
9. О.И. Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
10. Я.В. Костина, В.М. Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера,
2008г.
11. Е.Н. Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.
12. Т.А. Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г. Г.А Османова, Л.А.
Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых
нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.
13. Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц. Солнечные ступеньки.
Пособия
1.
Зонды для постановки звуков, массажные зонды.
2.
Зондозаменители.
3.
Тренажер с бусиной.
4.
Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный

13

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

материал.
Иллюстрации артикуляционных упражнений.
Зеркала.
Картинки для автоматизации звуков.
Стихи для автоматизации звуков.
Скороговорки в схемах.
Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)»,
«Домики звуков».
Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.
Н.И. Соколенко. Посмотри и назови. Книга 1, 2.
Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е. Ильякова. Звуки, я
вас различаю: Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.
Картотека упражнений фонетической ритмики.
Игра «Веселый поезд».
Логопедическая улитка.

Дыхание
Литература
1.
Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями
речи. Москва, Книголюб, 2004г.
2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого
дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.
Пособия
1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки,
вертолетики, губные гармошки.
2. Схемы для дыхания.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. «Аквариум» с рыбками.
5. Пособие «Послушный ветерок».
2. Детское «воздушное» лото.
3. Живые картинки: игры на развитие речевого выдоха.
Пособия
1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:
1.Времена года.
2. Деревья, цветы, грибы.
3. Овощи, фрукты, ягоды.
4. Продукты питания. Посуда.
5. Одежда, обувь.
6. Профессии.
7. Средства коммуникации.
8. Животные.
9. Водные обитатели.
10. Птицы. Насекомые.
11. Человек. Части тела.
12. Улица. Транспорт.
13. Дом. Семья.
14. Орудия труда. Инструменты.
15. Народные промыслы.
16. Географические понятия. Поселения.
17. Космос.
18. Бытовые приборы.

14

19. Игрушки.
21. Комната. Мебель.
23. Музыкальные инструменты.

20. Армия.
22. Сказки.

2. Картотека психогимнастических упражнений.
3. Лото «Птицы», «Окружающий мир».
4. Игры «Все профессии важны, все профессии нужны», «Осень,
«Подарки», «Контуры», «Четвёртый лишний». «Испорченные
сказку».
5. Занимательный материал по лексическим темам.
6. Картотека психогимнастических упражнений.
7. Лото «Птицы», «Окружающий мир».
8. Игры «Все профессии важны, все профессии нужны», «Осень,
«Подарки», «Контуры», «Четвёртый лишний». «Испорченные
сказку».
9. Занимательный материал по лексическим темам.

зима, весна, лето»,
фотографии», «Собери

зима, весна, лето»,
фотографии», «Собери

Грамматический строй речи
Литература
1. Т.А. Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство –

Пресс, 1999г.
2. Р.И. Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.
3. С.Н. Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.
Пособия
1.
Картотека иллюстраций.
2.
Картотека игр.
3.
Система работы по устранению аграмматизмов.
4.
Материал по работе с предлогами: иллюстрации, схемы.
5.
Картотека слов – антонимов, синонимов.
6.
Игры «Поезд», «Кого…Чего сколько?», «Вставь предлог и прочитай предложение»,
«Пойми предложение», «Наоборот», «Играем с глаголами», «Как научить ребёнка
говорить, читать, думать», «Смотри корень», «Посмотри какой цветочек», «Кто и что».
7.
Схемы частей речи и родов существительных русского языка.
8.
Схема для образования существительных с увеличительными и уменьшительными
оттенками.
9.
Схемы для спряжения глаголов.
10.
Наглядно-дидактические пособия «Ударение», «Словообразование».
11.
Учебно-игровые комплекты: Предлоги: с, из, у, за, над., Предлоги: в, на, под, к, от.,
Сложные слова: часть 1, 2.
Подготовка к обучению грамоте
Литература
1. В. Волина. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994г.
2. Л.Е. Журова. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2001г.

15

3. Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Просвещение, 1985г.
4. Т.Б. Филичева. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993г.

Пособия
1.
Символы гласных, согласных.
2.
Коврографы «Ларчик», «Теремки».
3.
Схемы места звука в слове.
4.
Кассы для выкладывания слов, предложений.
5.
Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,
6.
«Читаем и составляем слова», «Умный телефон», «Ребусы», «Умное домино: читаем по
слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Азбука би-ба-бо», «Чудо-зоопарк», «Собери
дорожку», «Читай и узнавай», «Словарик», «Слова из звуков», «Гласные и согласные»,
«Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»…
7.
Цветные человечки – схемы звуков.
8.
Цветик – семицветик.
9.
Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.
10.
Карточки для чтения, слоговые таблицы.
11.
Азбука и буквы на магнитах.
12.
Развивающие каноны.
13.
Детские кроссворды. Ребусы.
14.
Логопедические буквари и азбуки Е.Н. Новиковой, Е.М. Косиновой, О.С. Жуковой, Н.С.
Жуковой, Г.Е. Сычевой, Т.С. Резниченко.
15.
Дошкольные папки: Найди слово, Я учусь читать.
16.
Марки, скороговорки Н.А. Зайцева.
17.
Компактный диск «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп».

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Фонематический слух
Литература
Т.А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С–Пб.,
Детство – Пресс, 1998г.
А.И. Максаков. Учите, играя. М., Просвещение, 1983г.
И.В. Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
Г.А. Тумакова. Ознакомление со звучащим словом. М., Просвещение, 1991г.
5.Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной
логопедической группы. Москва, 2009г.
Г.Г. Голубева. Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников. СПб, 2010.
М.А. Черенкова. Играя, учимся говорить: дидактический материал по коррекции слоговой
структуры слова.
Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. Формирование слоговой структуры слова. Москва, ТЦ
Сфера, 2007г.
Пособия
1. Картотека занимательных заданий.

16

2. Схемы работы над ритмом.
3. Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото»,
«Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?»,
«Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».
4. Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.
5. Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.
6. Логопедическая улитка.
7. Чудо-телефон: устройство для контроля собственной речи.
8. Говорящая точка: игрушка для записи голоса.
9. Микрофон «Эхо».
10. Говорящие таблицы: Читаем сами. Азбука.
11. Схемы для характеристики гласных и согласных звуков.
12.Компактный диск «Звуковой калейдоскоп».
Связная речь.
Литература
1. Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь : формирование и развитие связной речи. С- Пб.,
Детство – Пресс, 1998г.
2. В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., Аркти,

2002г.
3. В.К. Воробьёва. Система развития связной речи (опыт работы).
4. Преодоление ОНР у дошкольников. п/р Т.В. Волосовец. М., 2002г.
Пособия
1. Сюжетные картинки.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Тексты для пересказа.
5. Пособие для пересказа, придумывания рассказов «Я логично говорю».
6. Коррекция письменной и устной речи по Л.Н. Ефименко. Часть 1, 2, 3.
7. Опорные картинки для пересказа текстов.
8. Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5 – 8 лет «Забавные истории».
9. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
10. Иллюстрации и схемы «Как много вам сказать хочу».
11. Игры «Что сначала, что потом», « Короткие истории для детей 3 – 7 лет», «Истории в
картинках: часть 1,2».
12. Наглядно-дидактические пособия «Обучение связной речи детей 4-5, 5-6, 6-7 лет».
Пальчиковый праксис.
Литература
4. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С – Пб, Лань, 1997г
5. И. Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. С- Пб., Дельта, 1997г.
6. М.С. Рузина. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
7. Т.С. Голубина. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
8. Е. Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.

17

7. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.
8. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
9. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа
детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
10. С.В. Коноваленко, М.И. Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей
дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
Пособия
1.
Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа рук.
2.
Картотека заданий из палочек, палочки.
3.
Схемы пальчиковых упражнений.
4.
Игры «Шнурочки»: парусник, дом, матрешка, пирамида, букет, натюрморт, «Кто
первый», «Ловкий футболист», «Рыбки в бассейне».
5.
Клубок – трансформер.
6.
Пазлы на 15 – 30 деталей.
7.
Трафареты с предметами по лексическим темам.
8.
Круги Гео.
9.
Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки, прищепки,
палочки.
10.
Пособие «Проведи дорожки».
Средства обучения и воспитания
• Азбука букв – магнитная.
• Азбука – говорящая таблица.
• Аквариум с рыбками для поддувания.
• Буквинск – панно с набором буквят.
• Буквенные ребусы.
• Бумага формата ½ листа А4 для самостоятельного рисования.
• Воздушное лото.
• Вестибюлярная пластина с бусиной, проволочной заслонкой.
• Гирлянда деревянных бус - предметов по лексическим темам.
• Говорящая таблица: читаем сами.
• Головоломки: пазлы от 15 до 30 деталей, трансформер – клубок.
• Графические схемы слогов, слов, предложений, предлогов.
• Дидактический материал:
- для обследования Иншаковой С.Б.,
- для исправления недостатков произношения Н.И.Соколенко,
- для работы над слоговой структурой речи И.А.Четверушиной.
• Доска настенная магнитная с набором разноцветных магнитов.
• Диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата», «Логопедическое обследование»,
«Конструктор картинок», «Домашний логопед». «Почитай-ка», «Заикание у ребенка»,
«Конструктор картинок», «Начинаю говорить».
• Зонды О.И.Крупенчук, Е.В.Новиковой, А.И.Рау, зондозаменители.
• Интерактивное оборудование:
- ноутбук,
- портативная колонка.

18

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Иллюстративный материал по всем лексическим темам.
Индивидуальные задания по грамоте (многоразовые).
Игрушки для дыхания: бабочки, домики, вертушки, вертолеты, снежинки, язычки,
аквариум с рыбками.
Игрушки – шнуровки: домик, матрешка, кот в сапогах, парусник, новогодняя елка,
осенний букет, подсолнечник.
Игрушки для контроля речи и слуха: говорящая точка, микрофон «Эхо», чудо-телефон.
Карточки с чистоговорками, скороговорками.
Карточки с пропущенными буквами.
Кассы букв для выкладывания слов, предложений.
Конструктор: гаечный, прищепковый, лего.
Компьютерные программы: «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,
«Малышам о звуках».
Логопедические буквари и азбуки Е.В.Новиковой, Е.М.Косиновой, О.С.Жуковой,
Н.С.Жуковой, Г.Е.Сычевой, Т.С.Резниченко.
Логопедическая улитка с набором съемных картинок.
Массажные мячи, кольца, валики.
Музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, кастаньеты.
Мяч средний, колючий.
Набор картинок – нелепиц.
Натюрморты – иллюстрации.
Наборы палочек и иллюстрации картинок к ним.
Настольно – печатные игры.
Пальчиковые куклы: семья, дикие животные.
Природные материалы: шишки, орехи, каштаны.
Раздаточные таблицы для обучения грамоте.
Рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Подготовка к письму: часть 2».
Слоговые таблицы А.С. Штерн, Н.Б. Покровского.
Слоговые дорожки для чтения.
Тренажер для тренировки языка.
Театры: игрушек – «Репка», шагающий – «Колобок», матрешковый – «Теремок».
Театральные куклы: сова, стрекоза.
Трафареты с изображением предметов по лексическим темам.
Цветные мелки, карандаши цветные и простые, фломастеры.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
2. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты

произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464
с.: ил. – (Домашний логопед).
3. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д:
Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

19

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 53
Н.И. Гусева приказ № 72
от 01.09.2020г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
(платные образовательные услуги)
Начало учебного года – 01 сентября 2020 года.
Окончание учебного года - 31 мая 2021 года.
Продолжительность учебного года: 36 недель;
Первое полугодие - 17 недель, второе полугодие - 19 недель.
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Нерабочими и праздничными днями являются:
Суббота, воскресенье
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7
января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества; 8
марта - Международный женский день; 1 мая Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы; 12
июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
Примечание: При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной
день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением
выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями.

20

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 53
Н.И. Гусева приказ № 72
от 01.09.2018г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование ПОУ

Количество
занятий
в неделю

Количество
занятий
в месяц

Количество
учебных
недель

Количество учебных
занятий в год

Студия

2

8

36

72

«Волшебные бусинки»

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти