ДООП Студия Художественная гимнастика

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Спортивная студия «Художественная гимнастика» для детей дошкольного
возраста
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации 1 год

Составитель:
Зыкина Надежда Анатольевна
педагог дополнительного образования

1

Содержание
1. Титульный лист
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1 Пояснительная записка
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
2.3 Содержание общеразвивающей программы
2.4 Планируемые результаты
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4.Список литературы

2

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность. Художественная гимнастика – один из самых
популярных видов спорта для девочек в России, который привлекает детей к
систематическим занятиям физической культурой, направленной на
улучшение состояния здоровья детей, развитие их личности, приобщению к
здоровому образу жизни, воспитания физических, морально-эстетических и
волевых качеств а также отбора одаренных детей для продолжения занятий в
ДЮСШ.
Богатство,
разнообразие
и
доступность
упражнений
художественной
гимнастики
привлекают
девочек
к
занятиям.
Художественная гимнастика развивает такие физические качества как:
гибкость, ловкость, быстрота, координация, функции равновесия и
выносливости. Художественная гимнастика учит соблюдать правила
эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает
вкус. Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды
искусства как музыка и танец. Музыкальное сопровождение развивает
музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.
Отличительные особенности.
Общеразвивающая программа
разработана с учётом доступности упражнений художественной гимнастики
не только для одаренных девочек, но и детей разных физических
возможностей, способностей и особенностей фигуры. Программа дополнена
упражнениями общей физической подготовки и подвижными играми.
Адресат общеразвивающей программы все желающие дети 5-6 лет,
допущенные врачом на занятия физкультурой. Группа от 7 до 15 человек.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дошкольный возраст - это возраст интенсивного роста и развития всех
функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и
значительное развитие двигательных функций позволяют сочетать этот
возраст благоприятным для начала регулярных занятий физической
культурой и спортом. Особое значение приобретают совместные сюжетно ролевые игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности.
На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в
состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает
большие успехи в прыжках и беге, пытается осваивать более сложные
движения. Краткое и доступное объяснение помогает ребёнку сознательно
овладеть правильными движениями. В объяснении используются образные
сравнения, так как мышление детей среднего возраста образное. Образ
должен быть понятен детям. Большое значение уделяется воспитанию у
детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются
разнообразные игровые упражнения и игры. Значительно улучшаются
3

показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными
движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям,
сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и
упражнений. Из-за не большой продолжительности активного внимания,
сосредоточенности, умственной работоспособности, занятия должны быть
эмоциональными, многоплановыми. Количество повторений одного элемента
ограничено. Основным методом работы с данным возрастом должен быть
игровой. Так же следует обратить внимание на то, что слишком большие
нагрузки на детский не сформировавшийся организм могут замедлить рост и
даже повлиять на не пропорциональное развитие тех или иных частей тела.
Режим занятий. Длительность занятия 30 минут 2 раза в неделю
(вторник, пятница).
Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения - 72 часа .
Срок освоения:
Количество занятий в месяц – 8
Количество учебных недель – 36
Количество учебных занятий в году -72
Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения – групповая форма обучения.
Виды занятий – беседа, педагогическое наблюдение на практических
занятиях, открытое занятие.
Формы подведения результатов: опрос, , педагогическое наблюдение
открытое занятие.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – создание условий для гармоничного физического и
эстетического воспитания личности ребёнка средствами художественной
гимнастики.
Задачи:
Обучающие: коррекция и укрепление здоровья, обеспечение
правильного
физического
развития
детей,
овладение
жизненно
необходимыми навыками и умениями,
Развивающие: развитие важнейших физических качеств: силы,
ловкости, гибкости, выносливости, координации,
Воспитательные: воспитание творческих навыков у детей, воспитание
высоконравственной и волевой личности, вовлечение детей в
систематические занятия физической культурой.

2.3 Содержание общеразвивающей программы
4

Учебно-тематический план
№

Название темы

п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1

1

2.

Водное занятие.
Инструктаж по Т.
Б.
ОФП

18

4

14

3.

СФП

10

2

8

4.

Хореография
Танцевальные
движения
Базовая
техническая и
предметная
подготовка
Танцуем, играя

12

4

8

28

8

20

Тестирование

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

Итоговое занятие
Итого

1
72

1.

5.

6.

7.

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение

Открытое занятие
21

51

Содержание программы
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с учениками. Игровой тренинг «Давайте
познакомимся». Знакомство детей с учебным помещением, его
оборудованием. Техника безопасности на занятиях. Входная диагностика.
Просмотр фото, видеоматериалов коллектива.- 1 час
2.
Общая физическая подготовка:
Теория:
- История развития и современное состояние художественной
гимнастики. - 2 часа
- Истории возникновения и развития Олимпийских игр и гимнастики. 1 час.
- Виды современной гимнастики. - 1 час.
Практика. Направлена на развитие основных физических качеств:
гибкости, выносливости, силы, быстроты, ловкости.
Упражнения на гибкость (4 часа):

5

−
Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременное и
последовательное сгибание и разгибание суставов пальцев, лучезапястных,
локтевых и плечевых суставов, махи и круговые движения во всех суставах,
круги руками наружу, внутрь, упражнения с сопротивлением в парах и с
небольшими отягощениями, упражнения на растягивание (активная и
пассивная гибкость).
−
Упражнения для шеи и туловища: наклоны и круговые движения
головой в различных направлениях, маховые, пружинящие движения
туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание
во всех направлениях (с задержкой в крайних положениях), расслабление,
наклоны, прогибы, круговые движения, упражнения с небольшими
отягощениями.
−
Упражнения для ног: одновременное и поочередное сгибание ног
из облегченных исходных положений, отведение, приведение и круговые
движения в голеностопных суставах, захват и передвижение предметов
пальцами ног, ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах
стоп, сгибание и разгибание (свободное и с сопротивлением) в коленных,
тазобедренных суставах, максимальное растягивание и расслабление ног,
маховые и круговые движения из различных исходных положений,
упражнения в седле для развития выворотности ног, выполняемые
самостоятельно и с помощью, пассивное растягивание с помощью партнеров
или на снарядах, с помощью специальной резины.
Упражнения для развития общей выносливости (3 часа):
−
Бег в умеренном темпе;
−
Прыжки со скакалкой.
Упражнения на силу (3 часа):
−
Упражнения для рук: сгибание и разгибание пальцев рук с
максимальным напряжением, с опорой пальцами на твердую основу. Сидя с
выпрямленными ногами, упереться максимально напряженными пальцами
рук в пол и держать 3-4 секунды.
−
Упражнения для мышц голени и стопы: ходьба на пальцах, на
пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, по твердой и мягкой
поверхности. Лечь на спину, пальцами ног зацепиться за нижнюю
перекладину
гимнастической
стенки,
оттягивать
пальцы
ног
(изометрическое сокращение мышц) 3-4 секунды. Сесть на пол, захватывать
ступнями небольшие предметы (булавы, палочки от ленточек, скакалку),
передвигать их вперед.
−
Упражнения для мышц бедра: лечь на спину, руки под голову,
поднять оттянутую правую ногу до вертикального положения, медленно
согнуть и быстро разогнуть. То же, сменив режим работы (быстрое сгибание
и медленное разгибание колена), бедра на пол не опускать, сесть, согнув
колени, руки на колени, разводить колени с сопротивлением до касания
бедрами пола (руками нажимать, а ногами сопротивляться). Поднимать
колени также, преодолевая сопротивление рук. Лечь на живот, руки под
подбородок, согнуть ноги до вертикального положения, голени, стопы
скрестить. Разгибая ногу, надавливать ею на другую, сопротивляющуюся
6

этому давлению, сменить ноги. Лечь, руками взяться за нижнюю
перекладину гимнастической стенки, поднять обе оттянутые ноги и
задержать 3-4 секунды.
−
Упражнения для мышц брюшного пресса: из исходного
положения лежа на спине быстро поднять выпрямленные ноги до положения
45° и медленно их опустить. Из исходного положения лежа на спине, руки за
голову, сесть с прямой спиной и лечь. Поднимание выпрямленных ног из
положения виса на гимнастической стенке, «ножницы» ногами в положении
лежа.
Упражнения для развития быстроты (2 часа)
−
Ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу;
упражнения с увеличивающейся амплитудой движения; эстафеты с бегом на
отмеренном отрезке; игры с прыжками (для развития взрывной силы ног).
Упражнения для развития ловкости (2 часа)
−
Динамичные акробатические упражнения в сюжетных играх;
короткие подвижные игры с предметом в сочетании с бегом, бросками,
лазаньем; упражнения в статическом и динамическом равновесии, в том
числе в комбинации с акробатическими упражнениями.
3.
Специальная физическая подготовка
Теория.
- История развития и современное состояние художественной
гимнастики .- 1 час
- Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и
гимнастики. Виды современной гимнастики.- 1 час.
Практика. Базовая техническая подготовка
−
Упражнения на овладение навыком правильной осанки и
походки.–1 час.
−
Упражнения для правильной постановки рук и ног. –1 час.
−
Маховые упражнения. –1 час.
−
Круговые упражнения. –1 час.
−
Пружинящие упражнения. –1 час.
−
Упражнения в равновесии. –1 час.
−
Акробатические упражнения–1 час.
Упражнения с мячом, лентой, обручем. –1 час.
4.
Хореография танцевальные движения
Теория.
- Хореография развивает эластичность, выворотность и силу мышц ног.
–2 час.
- Хореография как вспомогательное средство в художественной
гимнастике,
помогающим
сделать
композиции
более
яркими,
оригинальными, выразительными, зрелищными. –2 часа.
Практика. Основы музыкальной грамоты и музыкальнодвигательная подготовка
−
содержание и характер музыки. –2 час.
7

свойства музыкального звука. –1 час.
−
ритм в музыке. –1 час.
−
Мелодия. –1 час.
−
темп в музыке –1 час.
−
музыкальная динамика. –1 час.
−
музыкальная форма. –1 час.
5.
Базовая техническая и предметная подготовленность.
Теория
−
форма для занятий, гигиена. –1 час.
−
питание, закаливание, режим дня. –1 час.
−
правила поведения на занятиях. –1 час.
−
влияние занятий на организм. –2 час.
−
средства и методы тренировки. –1 час.
−
основа музыкальной подготовки. –1 час.
−
история и современное состояние художественной гимнастики. –
−

1 час.
Практика.
- Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки. 4
часа.
−
Упражнения для правильной постановки рук и ног. 2 часа.
−
Маховые упражнения. –2 час.
−
Круговые упражнения. –2 час.
−
Пружинящие упражнения. –2 час.
−
Упражнения в равновесии. –3 час.
−
Акробатические упражнения. –5 час.
6.
Танцуем, играя
Теория.
- Правила игры, правила техники безопасности. –1 час.
Практика. - 1 час.
−
Упражнения, игры.
−
Сильные доли и такт:
−
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием
сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
−
Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:
−
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и
спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. «Большая
прогулка»
−
Упражнения, игры и фразировка. «Воспроизведи стих»,
«Повтори», «Метро».
−
Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4,
3\4, 4\4)
−
Соотношение движений с музыкальным предложением (муз.
размеры 2\4, 3\4, 4\4)
−
Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры
2\4, 3\4, 4\4)
8

−
Упражнения, игры и темп. «Если весело живётся, делай так»,
«Поймай ритм»
−
Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы
−
Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся
темпом музыки
−
Соотношение
резко
меняющегося
темпа
музыки
с
хореографическим движением
−
Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при
неизменном музыкальном темпе
−
Упражнения,
игры
и
динамика. «Игровой
модный
рок», «Встаньте в круг по ...», «Запрещённое движение», «Музыкальные
обручи», «Печатная машинка».
−
Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с
хореографическим движением
−
Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с
хореографическим движением
−
Упражнения,
игры
и
характер
музыкального
произведения. «Оркестр», «Качающиеся обручи»
−
Соотношение характеров музыки и движения
7.
Итоговое занятие
Проводится в игровой форме совместно с родителями. Демонстрация
фильма о детях, состоящего из фото, видеоматериалов. Предоставление
результатов диагностики родителям. –1 час.
Содержание учебного (тематического плана)
Месяц

Тема

Сентябрь Виды шагов и бега

Виды наклонов

Прыжки

Равновесия

Содержание
Шаги: на полупальцах, острый,
пружинящий, на пятках, в
полуприсяде, перекатный. Бег: с
высоким пониманием коленей, с
захлестыванием
Наклоны: вперёд, в сторону, назад
стоя, складка сидя. Наклоны в
сторону, сидя ноги врозь. Наклон
назад, стоя на коленях
Прыжки толчком двух с прямыми и
согнутыми ногами. Прыжки с места
вперёд, назад и в сторону. Прыжки с
поворотом
Стойка на полупальцах с открытыми
и закрытыми глазами, стойка на
одной ноге, ласточка, ходьба по
9

Октябрь

Ноябрь

гимнастической скамейке
Волны руками и
Волны руками в разных плоскостях,
туловищем
одновременных и поочередные.
Волны туловищем, стоя на коленях
Вращения
Повороты переступанием на двух
ногах, поворот на одной на 180
градусов
Стойки
Подготовительные упражнения для
обучения стойки на лопатках и груди
Вращение скакалки
Вращение скакалки в лицевой,
боковой и горизонтальных
плоскостях. Поочередные вращения
справа и слева от туловища
Отбивания мяча от пола
Отбивания одной и двумя руками,
поочередные, низкие, и высокие, с
продвижением вперед
Змейки лентой
Змейки лентой в лицевой плоскости,
над головой, с поворотом, фигурная
змейка
Вращение обруча
Вращение обруча на талии, на руке в
лицевой плоскости
Прыжки с поворотом, на
Прыжки с поворотом на 180 градусов
одной ноге
с прямыми и согнутыми ногами, на
одной ноге поочерёдно и с
продвижением, с использованием
гимнастической скамейки
Броски мяча
Броски двумя и одной рукой,
простые и с хлопками. Бросок с
ловлей в перекат по обеим рукам
Кувырок боком.
Группировки. Кувырок прижав ноги
к груди и разведением ног
Прыжки через скакалку,
Прыжки вперёд, назад, ноги
лежащую на полу
скрестно, с поворотом на 180
градусов
Спирали лентой
Правой и левой руками, разных
размеров, переходящий в лицевые
круги, «цветочек»
Вертушки обручем
Вертушки на полу, с бегом вокруг
обруча, с впрыгиванием в обруч
Галоп и полька
Галоп вправо и влево, полька по
одному, полька в парах
«Лягушка» и «корзиночка» «лягушка»: простая, с сомкнутыми
коленями, французская
«корзиночка»: простая и скрестив
ноги
Прыжки через скакалку
Подготовительные упр-я:вращение
10

Перекаты мяча
Круги лентой
Передачи обруча
Махи рук и ног
Декабрь

Поворот на одной ноге

Прыжки на скакалке

Перекаты обруча
Кувырок вперед

Наклоны, стоя на коленях
Равновесия
Прыжки с ноги на ногу со
скакалкой
Обволакивание мяча
Январь

Перепрыгивание ленты
Прыжки в обруч

скакалки сбоку, перемахивание
скакалки вперёд и назад,
перепрыгивание скакалки одним
прыжком с остановкой. Несколько
прыжков вперёд «козликом» слитно
Перекаты по двум рукам, по спине,
по полу, по одной руке до груди
Круги лентой в лицевой,
горизонтальной и боковой
плоскостях. Боковая восьмерка
Передачи над головой, за спиной, за
спиной с поворотом, «эскалатор»
Махи рук по плоскостям, махи ног:
лёжа на спине вперёд, лёжа на боку в
сторону, стоя на коленях назад
Подготовительные упр-я: стойка на
одной ноге у стены на полной стопе,
на носках. Отмах рукой. Поворот на
180 градусов, поворот на 360
градусов
Прыжки толчком двумя, прыжки
«козликом» с продвижением вперёд,
прыжки, вращая скакалку под
ногами
Перекаты по прямой вперёд и назад,
с возвратом
Подготовительные упр-я:
группировки, перекаты в
группировках, правильная
постановка головы на мат,
выполнение кувырка со страховкой
преподавателя
«цветочек», маленький мостик,
наклоны в сторону с опорой на руку
Переднее, боковое, высокое
равновесия. «Затяжка»
Прыжки на одном месте, с
продвижением и вращая скакалку
под ногами
Двумя руками вперёд и назад и
одной рукой
Перепрыгивание с лицевыми и
горизонтальных и кругами. Бег в
змейку
Прыжки в лежащий на полу обруч
вперёд, с разворотом, сбоку. Прыжки
11

Полушпагаты
Мост
Широкие прыжки
Галоп со скакалкой
Взмахи лентой

Февраль

Отбивания мяча с
поворотом
Броски обруча
Прыжки назад
«Цветочки» с лентой
Широкий прыжок с
обручем
Колесо

Шрагаты

Галоп с мячом
Мост из положения стоя
Март

Прыжки в скакалку вдвое
Продольные шпагаты

«козликом»в обруч
Простой полушпагат , полушпагаты
в кольцо, с захватом стопы рукой
Мост из положения лёжа, на носках,
на одной ноге
Тренировка разбега, широкий
прыжок при помощи двух лент на
полу.
Галоп с вращение скакалки над
головой, с вращение в боковой
плоскости
В вертикальной плоскости, «радуга»,
взмахи со змейкой
Отбивания и ловля мяча с простым
поворотом и с прыжком
Взмахи обруча, взмахи с небольшим
отрывом обруча от руки. Бросок
обруча. Переброска обруча
Вращение скакалки назад в боковой
плоскости. Перепрыгивание одного
прыжка. Прыжки назад подряд
«цветочки» со спиралью и змейкой
на полу, над полом, с переходом из
змейки в спираль
Широкий прыжок с вращение обруча
в боковой плоскости и с катом по
полу
Подготовительные упр-я: ходьба на
руках в парах, держа одного за ноги.
Постановка на пол рук. Выполнение
колеса небольшим перепрыгиванием
Поперечный шпагат. Сед ноги врозь
наклон вперёд. Растяжка в
«бабочке». Растяжка с помощью
преподавателя. Шпагат с опорой на
руки
Галоп с обволакивание мяча и
отбиванием от пола правой и левой
руками
Маленький мост, стоя на коленях.
Мост с поддержкой преподавателя.
Мост, стоя на мате со страховкой
Прыжки в сложенную вдвое и трое
скакалку толчком двух и «козликом»
Растяжки в складочке, в глубоких
выпадах и помощью преподавателя
12

Связки с лентой
Связки с мячом
Связки с обручем

Связки со скакалкой

Апрель

Май

Соединение простейших упражнений
с лентой в связки(змейки, спирали,
круги)
Соединение простейших упражнений
с мячом(отбивания, обвалакивания,
броски, перекаты)
Соединение простейших упражнений
с обручем в связки(вращения,
вертушки, броски, прыжки,
перекаты)
Соединение простейших упражнений
со скакалкой в связки(прыжки,
вращения, передвижения)

Тестирование по ОФП
Тестирование по СФП
Стойка на груди

Перекаты лёжа на животе в
«лодочке», стойка на груди на матах
с опорой на руки
«Аленушка»
«Аленушка», держа руки на поясе, с
волной руками, с поворотом
Скрестные прыжки
Скрестно положение рук.
Впрыгивание в петлю. Чередование
простого и с крестного прыжков
Перекат по мячу
Правильное исходное положение.
Отталкивание руками. Перекат
туловищем по мячу. Перекат по мячу
с «лягушкой» в конце
Широкие прыжки с лентой Широкие со змейкой на разбеге.
Широкие с круговыми движениями
лентой
Прыжки с обручем
Прыжки с продвижением с обручем
«козликом» и с ноги на ногу. Бег с
вращение обруча на одной ноге
Махи в кольцо
Махи в кольцо лёжа на животе и стоя
на коленях
Мельница со скакалкой
Одновременное и поочерёдное
вращение концов скакалки в боковой
плоскости с переходом на мельницу
Вращение обруча на талии Вращение обруча на талии с
поворотами вправо и влево
Высокое равновесие
Высокое равновесие на месте и с
шагом вперёд на полной стопе и
носке
Восьмёрка лентой
Восьмёрки в горизонтальной и
боковых плоскостях стоя на месте и
с поворотами
13

Кувырок
«тюльпан»
Шпагаты

Разножки

Кувырок вперёд с разведением ног и
без помощи рук
«тюльпан» лёжа на животе правой и
левой ногой и стоя
Продольный шпагат на правую с
переходом на поперечный и
переходом на продольный шпагат на
левую ногу
Прыжки разножки продольные и
поперечные

Открытое занятие
2.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
−
освоить положение правильной осанки,
−
основы хореографии, простые танцевальные движения
Личностные результаты:
−
не бояться импровизировать под музыку.
−
выполнять несложные упражнения с мячом, скакалкой, лентой,
обручем,
Предметные результаты:
−
знать и уметь выполнять упражнения ОФП и С ФП,
−
знать и применять простые правила гигиены, режима дня,
питания.
−
использовать базовые навыки: выпрямленные колени, натянутая
стопа.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: скакалки, мячи, ленты,
обручи, маты, гимнастические скамейки и стенки на количество
обучающихся .
Информационное обеспечение – аудио, видео интернет источники.
Перечень Интернет-ресурсов
www.minsport.gov.ru
www.sportgymrus.ru
www.sport.cap.ru
www.gimnast.cap.ru
Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования,
хореограф, кандидат в мастера спорта, окончила Свердловский
педагогический институт, факультет физического воспитания.
Методические материалы
Методическая литература по художественной гимнастике
14

Е. С. Крючек, А. А. Супрун, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова,
Р. Н. Терехина Теория и методика художественной гимнастики:
«равновесия» Издательство: Спорт. 2021г
Е. С. Крючек, А. А. Супрун, А. С. Мальнева, Е. Н. Медведева,
И. А. Винер-Усманова, И. С. Семибратова, Р. Н. Терехина. Теория
и методика художественной гимнастики: «волны» Издательство: Спорт.
2021г
Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина.Теория
и методика художественной гимнастики. Подготовка спортивного резерва
Издательство: Спорт. 2018г
Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина.Пути самосовершенствования
педагога-тренера на примере гимнастики Издательство: Спорт. 2016г
Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н.
Терехина.Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и
пути ее формирования 2014г
Е. С. Крючек, Е. Е. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина
Гимнастика. История, состояние и перспективы развития Издательство:
Спорт.2014г
Т. М. Лебедихина-Гимнастика: теория и методика преподавания:
учебное пособие. Издательство: Издательство Уральского университета.
2021г
Т. С. Лисицкая – Хореография в гимнастике. Учебное пособие для СПО
Издательство: Юрайт. 2019г
Е. Е. Биндусов, Е. А. Пантелеева, В. Д. Сячин- Формирование команды
групповых
упражнений
в художественной
гимнастике
на основе
психологических особенностей спортсменок. Московская государственная
академия физической культуры. 2017г.
Р. Н. Терехина. Типовая программа для спортивно-оздоровительного
этапа по виду спорта «художественная гимнастика» Издательство:
Федеральный центр подготовки спортивного резерва.2001г.
Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, Е. Н. Медведева. Примерная
программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная
гимнастика» Издательство: Федеральный центр подготовки спортивного
резерва.2016г.
Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. Теория и методика физической
подготовки в художественной и эстетической гимнастике. Издательство:
Советский Спорт.2014г.
В. Ю. Сосина, В. А. Нетоля. Коллекция забавных гимнастических
упражнений. Издательство: Олимпийская литература.2013г.
Принципы и подходы к реализации программы:
−
систематичность – занятия гимнастикой должны проводиться
регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия дают
больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;
−
доступность - физическая нагрузка на занятиях гимнастикой
должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать
уровням подготовленности;
15

−
активность – так как основной формой деятельности
дошкольников является игра, необходимо использовать, как можно больше
игр и игровых упражнений, благодаря которым, процесс обучения элементам
гимнастики становиться разнообразными и интересным для детей;
−
наглядность - для успешного прохождения материала по
гимнастике, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а
также на занятиях по гимнастике необходимо использовать наглядные
пособия (рисунки, плакаты, инвентарь и т.д.);
−
последовательность и постепенность - во время обучения детей
элементам гимнастики и легкие упражнения должны предшествовать более
сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только
после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения
предыдущих упражнений. Обучение гимнастике нужно начинать с освоения
несложных движений по гимнастике: упражнения на растяжку, строевые
упражнения. На занятиях по гимнастике нужно использовать игр, в которых
используется элементы, которые дети уже научились делать. Такие формы
проведения занятий, повышают интерес к ним.
Методы обучения:
−
словесные: объяснения, в форме образных выражений и
сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;
−
наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с
разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий,
видеосюжетов, жестов;
−
практические: предусматривают многократное повторение
движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных
или усложненных условиях, изучение движений в игровой и
соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы
воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации
успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к
сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки
деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в
форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот,
дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества
учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися
знаний и навыков, развитию творческих способностей.
В качестве форм организации образовательного процесса по
дополнительной
общеобразовательной/общеразвивающей
программе
применяются: игры; занятия; беседы; аудио и видео занятия; открытые
занятия для родителей.
Средства обучения:
Общеразвивающие и специальные упражнения:
−
комплекс подводящих упражнений;
−
элементы из спортивной и художественной гимнастики.
−
Подготовительные упражнения без инвентаря, и с инвентарем:
16

−
простые упражнения на тренировку запястий и голеностопа;
−
различные упражнения на растяжку с педагогом, самостоятельно
с упором о стенку, в парах;
−
строевые упражнения с оттяжкой носка;
−
упражнения «Лягушка», «Коробочка», «Крылышки», «Часики»,
«Ветер дует», «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст», «Бабочка», «Елочка»,
«Снежинки», «Книга», «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче»,
«Экскаватор», «Мостик», Кошечка», «Зайка», «Лисичка».
−
Упражнения для разучивания техники выполнения упражнений с
различными предметами.
Игры и игровые упражнения способствующие:
−
развитию координации;
−
формированию осанки;
−
развитию гибкости;
−
развитию выносливости;
−
развитию чувства ритма.
Подвижные игры: «А ну-ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко»,
«Успей догнать», «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость»,
«Эстафеты».
Основной подход в обучении детей элементам гимнастике – учить
гимнастике технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу
для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, согласованным и
целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья.
3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
−
текущий контроль умений и навыков проводится в течение года
(прослеживание положительной динамики в усвоении программы)
посредством педагогического наблюдения.
−
итоговый контроль – тестирование и открытое занятие для
родителей Оценочные материалы (Приложение 1)
4. Список литературы
1.
Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика. М.: Просвещение,
2011, -31с.
2.
Винер – Усманова И. Художественная гимнастика. Теория и
методика. - М.: Человек, 2015,120 с.
3.
Верхозина Л. Г. Гимнастика для детей 5 – 7 лет. – Издательство
Учитель, 2013, -126с.
4.
Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребёнка. - СПб.:
КОРОНА принт,2001, -272с.
5.
Карпенко Л. А. Теория и методика физической подготовки в
художественной и эстетиче-ской гимнастике. – Советский спорт, 2014, -264
с.
6.
Кудрявцев В.Т. Педагогика оздоровления. – Лика – Пресс, 2000, 296 с.
17

7.
Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.
М.: Сфера, 2009, - 176 с.
8.
Сосина В. Хореография в гимнастике. – Олимпийская
литература, 2009, - 136 с.
9.
Сиготского В.А. «Примерная комплексная программа по
гимнастике».
10. Смолевского В.М. опыт работы педагога «Гимнастика». - М.:
Физкультура и спорт, 1987, - 336с.
11.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 167 с.
12.Яковлева Т. С. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие
технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2007, -136 с.

Приложение №1
Тесты специальной физической подготовки
Развиваемое
физическое
Контрольные упражнения
Оценка
качество
(тесты)
И.П. – сед, ноги вместе
«5» – плотная складка,
Наклон вперед
колени прямые
Фиксация положения 5
«4» – при наклоне вперед
счетов
кисти рук выходят за
линию стоп, колени
Гибкость
прямые
«3» – при наклоне вперед
кисти рук на линии стоп,
колени прямые

Гибкость

И.П. – лежа на животе
«Рыбка» - прогиб назад в
упоре
на руках со сгибанием
ног Измеряется
расстояние между лбом
и стопами

18

«5» – касание стопами лба
«4» – до 5 см
«3» – 6-10 см
При выполнении
движения колени
обязательно вместе

Гибкость

Координационные
способности

Скоростносиловые качества

И.П. – стойка ноги вместе,
руки
вверх, в
замок.
Отведение рук
Равновесие
на одной,
назад
другую
согнуть вперед, стопа
прижата к колену
опорной ноги, руки в
стороны

«5» – 45˚
«4» – 30˚
«3» – 20˚

Прыжки толчком двух ног

Оценивание по 5-бальной
системе (легкость
прыжка, толчок)

19

«5» – удержание
положения в течение 6
секунд
«4» – 4 секунды
«3» – 2 секунды
Выполнять с обеих ног


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти