Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Ленинского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а, Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Спортивная студия «Художественная гимнастика» для детей дошкольного возраста Возраст детей 5-6 лет Срок реализации 1 год Составитель: Зыкина Надежда Анатольевна педагог дополнительного образования 1 Содержание 1. Титульный лист 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 2.1 Пояснительная записка 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы 2.3 Содержание общеразвивающей программы 2.4 Планируемые результаты 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 4.Список литературы 2 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности. Актуальность. Художественная гимнастика – один из самых популярных видов спорта для девочек в России, который привлекает детей к систематическим занятиям физической культурой, направленной на улучшение состояния здоровья детей, развитие их личности, приобщению к здоровому образу жизни, воспитания физических, морально-эстетических и волевых качеств а также отбора одаренных детей для продолжения занятий в ДЮСШ. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики привлекают девочек к занятиям. Художественная гимнастика развивает такие физические качества как: гибкость, ловкость, быстрота, координация, функции равновесия и выносливости. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус. Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства как музыка и танец. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Отличительные особенности. Общеразвивающая программа разработана с учётом доступности упражнений художественной гимнастики не только для одаренных девочек, но и детей разных физических возможностей, способностей и особенностей фигуры. Программа дополнена упражнениями общей физической подготовки и подвижными играми. Адресат общеразвивающей программы все желающие дети 5-6 лет, допущенные врачом на занятия физкультурой. Группа от 7 до 15 человек. Возрастные особенности детей 5-6 лет Дошкольный возраст - это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательных функций позволяют сочетать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий физической культурой и спортом. Особое значение приобретают совместные сюжетно ролевые игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности. На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках и беге, пытается осваивать более сложные движения. Краткое и доступное объяснение помогает ребёнку сознательно овладеть правильными движениями. В объяснении используются образные сравнения, так как мышление детей среднего возраста образное. Образ должен быть понятен детям. Большое значение уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные игровые упражнения и игры. Значительно улучшаются 3 показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. Из-за не большой продолжительности активного внимания, сосредоточенности, умственной работоспособности, занятия должны быть эмоциональными, многоплановыми. Количество повторений одного элемента ограничено. Основным методом работы с данным возрастом должен быть игровой. Так же следует обратить внимание на то, что слишком большие нагрузки на детский не сформировавшийся организм могут замедлить рост и даже повлиять на не пропорциональное развитие тех или иных частей тела. Режим занятий. Длительность занятия 30 минут 2 раза в неделю (вторник, пятница). Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 72 часа . Срок освоения: Количество занятий в месяц – 8 Количество учебных недель – 36 Количество учебных занятий в году -72 Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень. Формы обучения – групповая форма обучения. Виды занятий – беседа, педагогическое наблюдение на практических занятиях, открытое занятие. Формы подведения результатов: опрос, , педагогическое наблюдение открытое занятие. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель – создание условий для гармоничного физического и эстетического воспитания личности ребёнка средствами художественной гимнастики. Задачи: Обучающие: коррекция и укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития детей, овладение жизненно необходимыми навыками и умениями, Развивающие: развитие важнейших физических качеств: силы, ловкости, гибкости, выносливости, координации, Воспитательные: воспитание творческих навыков у детей, воспитание высоконравственной и волевой личности, вовлечение детей в систематические занятия физической культурой. 2.3 Содержание общеразвивающей программы 4 Учебно-тематический план № Название темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 1 2. Водное занятие. Инструктаж по Т. Б. ОФП 18 4 14 3. СФП 10 2 8 4. Хореография Танцевальные движения Базовая техническая и предметная подготовка Танцуем, играя 12 4 8 28 8 20 Тестирование 2 1 1 Педагогическое наблюдение Итоговое занятие Итого 1 72 1. 5. 6. 7. Опрос Педагогическое наблюдение Тестирование Педагогическое наблюдение Тестирование Педагогическое наблюдение Открытое занятие 21 51 Содержание программы 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с учениками. Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Знакомство детей с учебным помещением, его оборудованием. Техника безопасности на занятиях. Входная диагностика. Просмотр фото, видеоматериалов коллектива.- 1 час 2. Общая физическая подготовка: Теория: - История развития и современное состояние художественной гимнастики. - 2 часа - Истории возникновения и развития Олимпийских игр и гимнастики. 1 час. - Виды современной гимнастики. - 1 час. Практика. Направлена на развитие основных физических качеств: гибкости, выносливости, силы, быстроты, ловкости. Упражнения на гибкость (4 часа): 5 − Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременное и последовательное сгибание и разгибание суставов пальцев, лучезапястных, локтевых и плечевых суставов, махи и круговые движения во всех суставах, круги руками наружу, внутрь, упражнения с сопротивлением в парах и с небольшими отягощениями, упражнения на растягивание (активная и пассивная гибкость). − Упражнения для шеи и туловища: наклоны и круговые движения головой в различных направлениях, маховые, пружинящие движения туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание во всех направлениях (с задержкой в крайних положениях), расслабление, наклоны, прогибы, круговые движения, упражнения с небольшими отягощениями. − Упражнения для ног: одновременное и поочередное сгибание ног из облегченных исходных положений, отведение, приведение и круговые движения в голеностопных суставах, захват и передвижение предметов пальцами ног, ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, сгибание и разгибание (свободное и с сопротивлением) в коленных, тазобедренных суставах, максимальное растягивание и расслабление ног, маховые и круговые движения из различных исходных положений, упражнения в седле для развития выворотности ног, выполняемые самостоятельно и с помощью, пассивное растягивание с помощью партнеров или на снарядах, с помощью специальной резины. Упражнения для развития общей выносливости (3 часа): − Бег в умеренном темпе; − Прыжки со скакалкой. Упражнения на силу (3 часа): − Упражнения для рук: сгибание и разгибание пальцев рук с максимальным напряжением, с опорой пальцами на твердую основу. Сидя с выпрямленными ногами, упереться максимально напряженными пальцами рук в пол и держать 3-4 секунды. − Упражнения для мышц голени и стопы: ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, по твердой и мягкой поверхности. Лечь на спину, пальцами ног зацепиться за нижнюю перекладину гимнастической стенки, оттягивать пальцы ног (изометрическое сокращение мышц) 3-4 секунды. Сесть на пол, захватывать ступнями небольшие предметы (булавы, палочки от ленточек, скакалку), передвигать их вперед. − Упражнения для мышц бедра: лечь на спину, руки под голову, поднять оттянутую правую ногу до вертикального положения, медленно согнуть и быстро разогнуть. То же, сменив режим работы (быстрое сгибание и медленное разгибание колена), бедра на пол не опускать, сесть, согнув колени, руки на колени, разводить колени с сопротивлением до касания бедрами пола (руками нажимать, а ногами сопротивляться). Поднимать колени также, преодолевая сопротивление рук. Лечь на живот, руки под подбородок, согнуть ноги до вертикального положения, голени, стопы скрестить. Разгибая ногу, надавливать ею на другую, сопротивляющуюся 6 этому давлению, сменить ноги. Лечь, руками взяться за нижнюю перекладину гимнастической стенки, поднять обе оттянутые ноги и задержать 3-4 секунды. − Упражнения для мышц брюшного пресса: из исходного положения лежа на спине быстро поднять выпрямленные ноги до положения 45° и медленно их опустить. Из исходного положения лежа на спине, руки за голову, сесть с прямой спиной и лечь. Поднимание выпрямленных ног из положения виса на гимнастической стенке, «ножницы» ногами в положении лежа. Упражнения для развития быстроты (2 часа) − Ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу; упражнения с увеличивающейся амплитудой движения; эстафеты с бегом на отмеренном отрезке; игры с прыжками (для развития взрывной силы ног). Упражнения для развития ловкости (2 часа) − Динамичные акробатические упражнения в сюжетных играх; короткие подвижные игры с предметом в сочетании с бегом, бросками, лазаньем; упражнения в статическом и динамическом равновесии, в том числе в комбинации с акробатическими упражнениями. 3. Специальная физическая подготовка Теория. - История развития и современное состояние художественной гимнастики .- 1 час - Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и гимнастики. Виды современной гимнастики.- 1 час. Практика. Базовая техническая подготовка − Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки.–1 час. − Упражнения для правильной постановки рук и ног. –1 час. − Маховые упражнения. –1 час. − Круговые упражнения. –1 час. − Пружинящие упражнения. –1 час. − Упражнения в равновесии. –1 час. − Акробатические упражнения–1 час. Упражнения с мячом, лентой, обручем. –1 час. 4. Хореография танцевальные движения Теория. - Хореография развивает эластичность, выворотность и силу мышц ног. –2 час. - Хореография как вспомогательное средство в художественной гимнастике, помогающим сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. –2 часа. Практика. Основы музыкальной грамоты и музыкальнодвигательная подготовка − содержание и характер музыки. –2 час. 7 свойства музыкального звука. –1 час. − ритм в музыке. –1 час. − Мелодия. –1 час. − темп в музыке –1 час. − музыкальная динамика. –1 час. − музыкальная форма. –1 час. 5. Базовая техническая и предметная подготовленность. Теория − форма для занятий, гигиена. –1 час. − питание, закаливание, режим дня. –1 час. − правила поведения на занятиях. –1 час. − влияние занятий на организм. –2 час. − средства и методы тренировки. –1 час. − основа музыкальной подготовки. –1 час. − история и современное состояние художественной гимнастики. – − 1 час. Практика. - Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки. 4 часа. − Упражнения для правильной постановки рук и ног. 2 часа. − Маховые упражнения. –2 час. − Круговые упражнения. –2 час. − Пружинящие упражнения. –2 час. − Упражнения в равновесии. –3 час. − Акробатические упражнения. –5 час. 6. Танцуем, играя Теория. - Правила игры, правила техники безопасности. –1 час. Практика. - 1 час. − Упражнения, игры. − Сильные доли и такт: − Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). − Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер: − Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. «Большая прогулка» − Упражнения, игры и фразировка. «Воспроизведи стих», «Повтори», «Метро». − Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) − Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) − Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) 8 − Упражнения, игры и темп. «Если весело живётся, делай так», «Поймай ритм» − Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы − Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки − Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением − Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе − Упражнения, игры и динамика. «Игровой модный рок», «Встаньте в круг по ...», «Запрещённое движение», «Музыкальные обручи», «Печатная машинка». − Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением − Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением − Упражнения, игры и характер музыкального произведения. «Оркестр», «Качающиеся обручи» − Соотношение характеров музыки и движения 7. Итоговое занятие Проводится в игровой форме совместно с родителями. Демонстрация фильма о детях, состоящего из фото, видеоматериалов. Предоставление результатов диагностики родителям. –1 час. Содержание учебного (тематического плана) Месяц Тема Сентябрь Виды шагов и бега Виды наклонов Прыжки Равновесия Содержание Шаги: на полупальцах, острый, пружинящий, на пятках, в полуприсяде, перекатный. Бег: с высоким пониманием коленей, с захлестыванием Наклоны: вперёд, в сторону, назад стоя, складка сидя. Наклоны в сторону, сидя ноги врозь. Наклон назад, стоя на коленях Прыжки толчком двух с прямыми и согнутыми ногами. Прыжки с места вперёд, назад и в сторону. Прыжки с поворотом Стойка на полупальцах с открытыми и закрытыми глазами, стойка на одной ноге, ласточка, ходьба по 9 Октябрь Ноябрь гимнастической скамейке Волны руками и Волны руками в разных плоскостях, туловищем одновременных и поочередные. Волны туловищем, стоя на коленях Вращения Повороты переступанием на двух ногах, поворот на одной на 180 градусов Стойки Подготовительные упражнения для обучения стойки на лопатках и груди Вращение скакалки Вращение скакалки в лицевой, боковой и горизонтальных плоскостях. Поочередные вращения справа и слева от туловища Отбивания мяча от пола Отбивания одной и двумя руками, поочередные, низкие, и высокие, с продвижением вперед Змейки лентой Змейки лентой в лицевой плоскости, над головой, с поворотом, фигурная змейка Вращение обруча Вращение обруча на талии, на руке в лицевой плоскости Прыжки с поворотом, на Прыжки с поворотом на 180 градусов одной ноге с прямыми и согнутыми ногами, на одной ноге поочерёдно и с продвижением, с использованием гимнастической скамейки Броски мяча Броски двумя и одной рукой, простые и с хлопками. Бросок с ловлей в перекат по обеим рукам Кувырок боком. Группировки. Кувырок прижав ноги к груди и разведением ног Прыжки через скакалку, Прыжки вперёд, назад, ноги лежащую на полу скрестно, с поворотом на 180 градусов Спирали лентой Правой и левой руками, разных размеров, переходящий в лицевые круги, «цветочек» Вертушки обручем Вертушки на полу, с бегом вокруг обруча, с впрыгиванием в обруч Галоп и полька Галоп вправо и влево, полька по одному, полька в парах «Лягушка» и «корзиночка» «лягушка»: простая, с сомкнутыми коленями, французская «корзиночка»: простая и скрестив ноги Прыжки через скакалку Подготовительные упр-я:вращение 10 Перекаты мяча Круги лентой Передачи обруча Махи рук и ног Декабрь Поворот на одной ноге Прыжки на скакалке Перекаты обруча Кувырок вперед Наклоны, стоя на коленях Равновесия Прыжки с ноги на ногу со скакалкой Обволакивание мяча Январь Перепрыгивание ленты Прыжки в обруч скакалки сбоку, перемахивание скакалки вперёд и назад, перепрыгивание скакалки одним прыжком с остановкой. Несколько прыжков вперёд «козликом» слитно Перекаты по двум рукам, по спине, по полу, по одной руке до груди Круги лентой в лицевой, горизонтальной и боковой плоскостях. Боковая восьмерка Передачи над головой, за спиной, за спиной с поворотом, «эскалатор» Махи рук по плоскостям, махи ног: лёжа на спине вперёд, лёжа на боку в сторону, стоя на коленях назад Подготовительные упр-я: стойка на одной ноге у стены на полной стопе, на носках. Отмах рукой. Поворот на 180 градусов, поворот на 360 градусов Прыжки толчком двумя, прыжки «козликом» с продвижением вперёд, прыжки, вращая скакалку под ногами Перекаты по прямой вперёд и назад, с возвратом Подготовительные упр-я: группировки, перекаты в группировках, правильная постановка головы на мат, выполнение кувырка со страховкой преподавателя «цветочек», маленький мостик, наклоны в сторону с опорой на руку Переднее, боковое, высокое равновесия. «Затяжка» Прыжки на одном месте, с продвижением и вращая скакалку под ногами Двумя руками вперёд и назад и одной рукой Перепрыгивание с лицевыми и горизонтальных и кругами. Бег в змейку Прыжки в лежащий на полу обруч вперёд, с разворотом, сбоку. Прыжки 11 Полушпагаты Мост Широкие прыжки Галоп со скакалкой Взмахи лентой Февраль Отбивания мяча с поворотом Броски обруча Прыжки назад «Цветочки» с лентой Широкий прыжок с обручем Колесо Шрагаты Галоп с мячом Мост из положения стоя Март Прыжки в скакалку вдвое Продольные шпагаты «козликом»в обруч Простой полушпагат , полушпагаты в кольцо, с захватом стопы рукой Мост из положения лёжа, на носках, на одной ноге Тренировка разбега, широкий прыжок при помощи двух лент на полу. Галоп с вращение скакалки над головой, с вращение в боковой плоскости В вертикальной плоскости, «радуга», взмахи со змейкой Отбивания и ловля мяча с простым поворотом и с прыжком Взмахи обруча, взмахи с небольшим отрывом обруча от руки. Бросок обруча. Переброска обруча Вращение скакалки назад в боковой плоскости. Перепрыгивание одного прыжка. Прыжки назад подряд «цветочки» со спиралью и змейкой на полу, над полом, с переходом из змейки в спираль Широкий прыжок с вращение обруча в боковой плоскости и с катом по полу Подготовительные упр-я: ходьба на руках в парах, держа одного за ноги. Постановка на пол рук. Выполнение колеса небольшим перепрыгиванием Поперечный шпагат. Сед ноги врозь наклон вперёд. Растяжка в «бабочке». Растяжка с помощью преподавателя. Шпагат с опорой на руки Галоп с обволакивание мяча и отбиванием от пола правой и левой руками Маленький мост, стоя на коленях. Мост с поддержкой преподавателя. Мост, стоя на мате со страховкой Прыжки в сложенную вдвое и трое скакалку толчком двух и «козликом» Растяжки в складочке, в глубоких выпадах и помощью преподавателя 12 Связки с лентой Связки с мячом Связки с обручем Связки со скакалкой Апрель Май Соединение простейших упражнений с лентой в связки(змейки, спирали, круги) Соединение простейших упражнений с мячом(отбивания, обвалакивания, броски, перекаты) Соединение простейших упражнений с обручем в связки(вращения, вертушки, броски, прыжки, перекаты) Соединение простейших упражнений со скакалкой в связки(прыжки, вращения, передвижения) Тестирование по ОФП Тестирование по СФП Стойка на груди Перекаты лёжа на животе в «лодочке», стойка на груди на матах с опорой на руки «Аленушка» «Аленушка», держа руки на поясе, с волной руками, с поворотом Скрестные прыжки Скрестно положение рук. Впрыгивание в петлю. Чередование простого и с крестного прыжков Перекат по мячу Правильное исходное положение. Отталкивание руками. Перекат туловищем по мячу. Перекат по мячу с «лягушкой» в конце Широкие прыжки с лентой Широкие со змейкой на разбеге. Широкие с круговыми движениями лентой Прыжки с обручем Прыжки с продвижением с обручем «козликом» и с ноги на ногу. Бег с вращение обруча на одной ноге Махи в кольцо Махи в кольцо лёжа на животе и стоя на коленях Мельница со скакалкой Одновременное и поочерёдное вращение концов скакалки в боковой плоскости с переходом на мельницу Вращение обруча на талии Вращение обруча на талии с поворотами вправо и влево Высокое равновесие Высокое равновесие на месте и с шагом вперёд на полной стопе и носке Восьмёрка лентой Восьмёрки в горизонтальной и боковых плоскостях стоя на месте и с поворотами 13 Кувырок «тюльпан» Шпагаты Разножки Кувырок вперёд с разведением ног и без помощи рук «тюльпан» лёжа на животе правой и левой ногой и стоя Продольный шпагат на правую с переходом на поперечный и переходом на продольный шпагат на левую ногу Прыжки разножки продольные и поперечные Открытое занятие 2.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты: − освоить положение правильной осанки, − основы хореографии, простые танцевальные движения Личностные результаты: − не бояться импровизировать под музыку. − выполнять несложные упражнения с мячом, скакалкой, лентой, обручем, Предметные результаты: − знать и уметь выполнять упражнения ОФП и С ФП, − знать и применять простые правила гигиены, режима дня, питания. − использовать базовые навыки: выпрямленные колени, натянутая стопа. 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: скакалки, мячи, ленты, обручи, маты, гимнастические скамейки и стенки на количество обучающихся . Информационное обеспечение – аудио, видео интернет источники. Перечень Интернет-ресурсов www.minsport.gov.ru www.sportgymrus.ru www.sport.cap.ru www.gimnast.cap.ru Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, хореограф, кандидат в мастера спорта, окончила Свердловский педагогический институт, факультет физического воспитания. Методические материалы Методическая литература по художественной гимнастике 14 Е. С. Крючек, А. А. Супрун, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина Теория и методика художественной гимнастики: «равновесия» Издательство: Спорт. 2021г Е. С. Крючек, А. А. Супрун, А. С. Мальнева, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, И. С. Семибратова, Р. Н. Терехина. Теория и методика художественной гимнастики: «волны» Издательство: Спорт. 2021г Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина.Теория и методика художественной гимнастики. Подготовка спортивного резерва Издательство: Спорт. 2018г Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина.Пути самосовершенствования педагога-тренера на примере гимнастики Издательство: Спорт. 2016г Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина.Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования 2014г Е. С. Крючек, Е. Е. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина Гимнастика. История, состояние и перспективы развития Издательство: Спорт.2014г Т. М. Лебедихина-Гимнастика: теория и методика преподавания: учебное пособие. Издательство: Издательство Уральского университета. 2021г Т. С. Лисицкая – Хореография в гимнастике. Учебное пособие для СПО Издательство: Юрайт. 2019г Е. Е. Биндусов, Е. А. Пантелеева, В. Д. Сячин- Формирование команды групповых упражнений в художественной гимнастике на основе психологических особенностей спортсменок. Московская государственная академия физической культуры. 2017г. Р. Н. Терехина. Типовая программа для спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта «художественная гимнастика» Издательство: Федеральный центр подготовки спортивного резерва.2001г. Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, Е. Н. Медведева. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» Издательство: Федеральный центр подготовки спортивного резерва.2016г. Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. Издательство: Советский Спорт.2014г. В. Ю. Сосина, В. А. Нетоля. Коллекция забавных гимнастических упражнений. Издательство: Олимпийская литература.2013г. Принципы и подходы к реализации программы: − систематичность – занятия гимнастикой должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические; − доступность - физическая нагрузка на занятиях гимнастикой должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности; 15 − активность – так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо использовать, как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря которым, процесс обучения элементам гимнастики становиться разнообразными и интересным для детей; − наглядность - для успешного прохождения материала по гимнастике, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по гимнастике необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты, инвентарь и т.д.); − последовательность и постепенность - во время обучения детей элементам гимнастики и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений. Обучение гимнастике нужно начинать с освоения несложных движений по гимнастике: упражнения на растяжку, строевые упражнения. На занятиях по гимнастике нужно использовать игр, в которых используется элементы, которые дети уже научились делать. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним. Методы обучения: − словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания; − наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов; − практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений. Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей. В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной/общеразвивающей программе применяются: игры; занятия; беседы; аудио и видео занятия; открытые занятия для родителей. Средства обучения: Общеразвивающие и специальные упражнения: − комплекс подводящих упражнений; − элементы из спортивной и художественной гимнастики. − Подготовительные упражнения без инвентаря, и с инвентарем: 16 − простые упражнения на тренировку запястий и голеностопа; − различные упражнения на растяжку с педагогом, самостоятельно с упором о стенку, в парах; − строевые упражнения с оттяжкой носка; − упражнения «Лягушка», «Коробочка», «Крылышки», «Часики», «Ветер дует», «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст», «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга», «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик», Кошечка», «Зайка», «Лисичка». − Упражнения для разучивания техники выполнения упражнений с различными предметами. Игры и игровые упражнения способствующие: − развитию координации; − формированию осанки; − развитию гибкости; − развитию выносливости; − развитию чувства ритма. Подвижные игры: «А ну-ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать», «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты». Основной подход в обучении детей элементам гимнастике – учить гимнастике технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, согласованным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы − текущий контроль умений и навыков проводится в течение года (прослеживание положительной динамики в усвоении программы) посредством педагогического наблюдения. − итоговый контроль – тестирование и открытое занятие для родителей Оценочные материалы (Приложение 1) 4. Список литературы 1. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика. М.: Просвещение, 2011, -31с. 2. Винер – Усманова И. Художественная гимнастика. Теория и методика. - М.: Человек, 2015,120 с. 3. Верхозина Л. Г. Гимнастика для детей 5 – 7 лет. – Издательство Учитель, 2013, -126с. 4. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребёнка. - СПб.: КОРОНА принт,2001, -272с. 5. Карпенко Л. А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетиче-ской гимнастике. – Советский спорт, 2014, -264 с. 6. Кудрявцев В.Т. Педагогика оздоровления. – Лика – Пресс, 2000, 296 с. 17 7. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. М.: Сфера, 2009, - 176 с. 8. Сосина В. Хореография в гимнастике. – Олимпийская литература, 2009, - 136 с. 9. Сиготского В.А. «Примерная комплексная программа по гимнастике». 10. Смолевского В.М. опыт работы педагога «Гимнастика». - М.: Физкультура и спорт, 1987, - 336с. 11.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 167 с. 12.Яковлева Т. С. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2007, -136 с. Приложение №1 Тесты специальной физической подготовки Развиваемое физическое Контрольные упражнения Оценка качество (тесты) И.П. – сед, ноги вместе «5» – плотная складка, Наклон вперед колени прямые Фиксация положения 5 «4» – при наклоне вперед счетов кисти рук выходят за линию стоп, колени Гибкость прямые «3» – при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые Гибкость И.П. – лежа на животе «Рыбка» - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног Измеряется расстояние между лбом и стопами 18 «5» – касание стопами лба «4» – до 5 см «3» – 6-10 см При выполнении движения колени обязательно вместе Гибкость Координационные способности Скоростносиловые качества И.П. – стойка ноги вместе, руки вверх, в замок. Отведение рук Равновесие на одной, назад другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны «5» – 45˚ «4» – 30˚ «3» – 20˚ Прыжки толчком двух ног Оценивание по 5-бальной системе (легкость прыжка, толчок) 19 «5» – удержание положения в течение 6 секунд «4» – 4 секунды «3» – 2 секунды Выполнять с обеих ног