Аннотация к адаптировнной образовательной программе детей с тяжелым нарушением речи

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53
620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а,
Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru

АННОТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 53

1

Цели и задачи реализации Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжёлым нарушением речи Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 53 (далее – ТНР,
Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
(далее – ФАОП ДО), на основе инновационной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Веракса, методического комплекта к
«Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с3 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Часть формируемая участниками образовательных отношений:
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: О. А.
Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская. Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2019.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию
дошкольников Ладушки.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не
менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не
более 40% и ориентирована:
на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР;
на специфику национально – культурных характеристик, социокультурных и
иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность – выбрать);
Национально-культурные характеристики:
Учитываются интересы и потребности детей различной национальной и
этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в культуру
своего народа (язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов,
традиционную архитектуру, народное декоративно-прикладное искусство и др. через
образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие»).
Содержание дошкольного образования в МАДОУ включает в себя вопросы истории
и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира,
который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное
воспитание
дошкольников
строится
на основе
изучения национальных традиций семей воспитанников
МАДОУ.
Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской
национальной культуры, представителями которых являются участники
образовательного
процесса
(знакомство
с
народными
играми, народными
игрушками и национальными куклами
;приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной
литературе, декоративно-прикладному искусствуи живописи разных народов и т.д.).
Население г. Екатеринбурга многонациональное. В результате миграционных
процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших
граждан государств СНГ. Но при этом в детском саду этнический состав семей
воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из
2

русскоязычных семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность,
многоконфессиональность Уральского региона. Сильные православные традиции.
Культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически
сложившиеся народы Среднего Урала русские, удмурты, манси, татары, башкиры,
марийцы, чуваши.
С учетом национально-культурных
традиций народов Среднего Урала
осуществлен
отбор произведений национальных (местных)
писателей,
поэтов, композиторов, художников, образцов
национального (местного)фольклора, народных художественных промыслов при
ознакомлении
детей сискусством, народных игр, средств оздоровления. В
предметно-развивающейсреде групп, предусмотрено создание тематических выставок.
Особое внимание к формированию у детей понимания принадлежности к
определенной социальной группе, где в качестве идентификации с этносом выступают
родной язык, традиционные ценности и культура; формированию толерантного и
уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время
необходимо обеспечить возможность почувствовать гордость своей национальной
принадлежности.
Климатические характеристики
Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны.
Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренно континентального
климата с достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных
условий, хорошо выраженными сезонами года.
Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается
ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями
Свердловской области, воспитание любви к родной природе.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем
не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с
выделением двух периодов:
1)
холодный период образовательный: (сентябрь-май), составляется
определенный режим дня и осуществляется планирование непосредственно
образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы;
2)
летний период оздоровительный (июнь август), для которого
составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурнодосуговая деятельность.
При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся
коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и
природные особенности Уральского региона, два раза непосредственно
образовательная деятельность по физическому развитию проводится в зале и один раз
– на воздухе.
Режимные процессы (прогулки, физкультурные
занятия)
организуются
в соответствии с требованиями СанПиН и режимом дня,
утвержденным настоящей Программой.
Рекомендуемая
продолжительность ежедневных прогулок составляет 3
часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических
условий. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра 7 м/с
продолжительность
прогулки
рекомендуется
сокращать.
Рекомендуется
организовывать прогулки 2 раза в день: в первую и вторую половину дня, после
3

дневногосна или перед уходом детей домой. В условиях холодной уральской зимы,
когда световой день уменьшается до 7 часов, время прогулок и совместной
деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня,
сводится к минимуму. Прогулку не рекомендуется проводить при температуре воздуха
ниже 15°C и скорости ветра более 15 м/с. для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при
температуре воздуха ниже 20°C и скорости ветра более 15 м/с. Особое внимание
уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. При
отмене прогулок по причине неблагоприятных погодных условий организуется
разнообразная двигательная деятельность в хорошо проветренных группах и
музыкально-физкультурном зале.
В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной
двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности
детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, праздники, развлечения. В
теплое время – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом
воздухе.
При формировании
содержания
образовательных
областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» учитываются:
время началаи окончания
сезонных явлений
(листопад,
таяние снега), интенсивность их протекания; состав флоры и фауны природы
Среднего Урала. В совместной и самостоятельной деятельности по познанию
окружающего мира, приобщению ккультуре речи дети знакомятся с климатическими
особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой
проживают. В совместнойи
самостоятельной художественно-эстетической
деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование и др.) предлагаются для
изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения
Уральского региона.
Территориальные характеристики
МАДОУ детский сад № 53 находится в юго-западной части города иотносится к
Ленинскому административному
району
города
Екатеринбурга.
В районе
множество различных
медицинских
учреждений и
детский сад
занимает
благоприятное местоположение: вблизи
отсутствуют экологически опасные
производственные объекты, рядом
расположена МАОУ СОШ № 85 и МАДОУ детский сад № 53.
В непосредственной близости от МАДОУ расположен Юго-западный лесопарк,
представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения
состояния здоровья детей.
МАДОУ детский сад №
53
предоставляет
муниципальную услугу
«Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования» детям
дошкольного возраста от 1 до 7 лет.
В дошкольном учреждении функционируют 17 возрастных групп для детейот 1
до 7 лет, группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В соответствии с показателями, характеризующими объем и качество
предоставления муниципальной услуги контингент численности воспитанников
составляет 336 человек.
на сложившиеся традиции ДОО;
на выбор парциальных образовательных программ и форм организации
4

работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в
целом.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами
образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принциповдошкольного
образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для
обучающихся с ТНР.
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и
начального общего образования.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:

реализация содержания АОП ДО;

коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;


обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка сОВЗ
в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;

создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
5

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для
обучающихся с ТНР:
1.
Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не
только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые
могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской
поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи).
2.
Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности,
которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3.
Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что
содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с
учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей:
в соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое
и
физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности.
Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными
разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное
развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое
с
познавательным
и
речевым.
Содержание
образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями.
Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития
обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
5.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации
и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные
ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою
адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся
право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ,
учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Характеристика контингента обучающихся
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного
возраста, родители (законные представители), педагоги. Численность воспитанников на
момент написания АООП ДО составляет:
Возрастная категория Направленность
Количество групп
Количество детей
группы

От 5 до 6 лет
От 4 до 5

Компенсирующая для
детей с ТНР
Компенсирующая для
детей с ТНР

6

1

20

1

20

Количество детей в группе в МАДОУ детском саду № 53 определяется с учетом
условий, необходимых для осуществления образовательного процесса в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами, контрольными нормативами, указанными в
лицензии.
В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности:
для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет;
группа для детей с задержкой психического развития, вторичным тяжелым
нарушением речи в возрасте от 4 до 6 лет.

Особенности психофизического развития детей дошкольноговозраста с ТНР
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
— это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое
речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической
деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой,и
смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е.,
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии
речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до
развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.). При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются
жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те
же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений,
действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В
активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически
отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода,
падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие
находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и
воспроизведения слоговой структуры слова. При переходе ко второму уровню речевого
развития речевая активность ребенка возрастает.
Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и
глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в
употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных
с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д.
Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный
запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с
трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается
7

незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения
слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий
уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций.
Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное
употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются
трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему
отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять
предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков,
причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться
в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трехи
четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание
речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов,
выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития
(Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов
языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [тт’-сс’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов,
проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ
слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение
звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и
нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не
закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при
употреблении суффиксов (единичности, эмоциональ-нооттеночных, уменьшительноласкательных, увеличительных).
Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок
испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих
языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность
для этой категории детей представляют сложные предложения с разными
придаточными. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной
нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования отребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений
ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
8

целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения
возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного
детства.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР,
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста
с ТНР:
1)
способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим
работником и обучающимися;

9

2)
проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с
окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания
речи;
3)
понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
повседневной речи;
4)
пополняет активный словарный запас с последующим включением его в
простые фразы;
5)
понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по
степени сложности синтаксическими конструкциями;
6)
различает значения бытовой лексики и их грамматические формы;
7)
называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные
персонажами сказок или другими объектами;
8)
участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения
сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые
могут добавляться жестами);
9)
рассказывает двустишья;
10)
использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов,
которые могут сопровождаться жестами;
11)
произносит простые по артикуляции звуки;
12)
воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из
открытых, закрытых слогов;
13)
выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер,
участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий;
14)
соблюдает в игре элементарные правила;
15)
осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в
различные игры;
16)
проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17)
замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям
педагогического работника;
18)
выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным
состояниям человека;
19)
показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных
цвета и две-три формы;
20)
выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый
маленький");
21)
усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
22)
считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах
счета);
23)
знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года
(лето и зима) и части суток (день и ночь);
24)
эмоционально положительно относится ко всем видам детской
деятельности, ее процессу и результатам;
25)
владеет
некоторыми
операционально-техническими
сторонами
изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом,
мелками;
26)
планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического
работника;
10

27)
с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет
ритмические движения с музыкальным сопровождением;
28)
осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание);
29)
обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение
по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне);
30)
действует в соответствии с инструкцией;
31)
выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и
перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по
физической культуре (воспитателя);
32)
стремится принимать активное участие в подвижных играх;
33)
выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с
незначительной помощью педагогического работника;
34)
с незначительной помощью педагогического работника стремится
поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурногигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического
работника.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с
ТНР.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1)
проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью
педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
2)
понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов,
действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
3)
использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
4)
различает разные формы слов (словообразовательные модели и
грамматические формы);
5)
использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными
союзами;
6)
пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку,
рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;
7)
составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического
работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
8)
владеет простыми формами фонематического анализа;
9)
использует различные виды интонационных конструкций;
10)
выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные
функции людей, понимает и называет свою роль;
11)
использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели,
предметы-заместители;
12)
передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды
социальных отношений;
13)
стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость
от педагогического работника;
14)
проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим
работником, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

11

15)
занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в
течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
16)
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
17)
осуществляет "пошаговое" планирование с последующим словесным отчетом
о последовательности действий сначала с помощью педагогического работника, а затем
самостоятельно;
18)
имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков
(по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные
явления и их изображения: времена года и части суток;
19)
использует схему для ориентировки в пространстве;
20)
владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим
работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с
окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;
21)
может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
22)
в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий,
проявляет словотворчество;
23)
сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих
впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью
педагогического работника и самостоятельно);
24)
изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;
25)
положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее
процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе
изобразительной деятельности, их свойства;
26)
знает основные цвета и их оттенки;
27)
сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
28)
внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные
средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной
деятельностью;
29)
выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
30)
выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
31)
описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может
привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли;
32)
самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает
культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного
пользования.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К концу данного
возрастного этапа ребенок:
1)
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2)
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
3)
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики,
многозначные;

12

4)
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5)
правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6)
составляет
различные
виды
описательных
рассказов
(описание,
повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности
высказывания, составляет творческие рассказы;
7)
владеет простыми формами фонематического анализа, способен
осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом
речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8)
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
9)
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10)
владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении,
конструировании;
11)
выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно
и устойчиво взаимодействует с детьми;
12)
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13)
передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к
собеседнику;
14)
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и
правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения
партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15)
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим
работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от
педагогического работника;
16)
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений,
знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным
творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
17)
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной
регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования
деятельности;
18)
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
19)
определяет пространственное расположение предметов относительно себя,
геометрические фигуры;
20)
владеет элементарными математическими представлениями: количество в
пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает
простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного
материала символические изображения;
21)
определяет времена года, части суток;
22)
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
23)
пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по
иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых

13

отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт
обучающихся;
24)
составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии
сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25)
составляет с помощью педагогического работника небольшие
сообщения, рассказы из личного опыта;
26)
владеет предпосылками овладения грамотой;
27)
стремится к использованию различных средств и материалов в
процессе изобразительной деятельности;
28)
имеет элементарные представления о видах искусства, понимает
доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и
рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную
литературу, фольклор;
29)
проявляет интерес к произведениям народной, классической и
современной музыки, к музыкальным инструментам;
30)
сопереживает персонажам художественных произведений;
31)
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной
инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также
разноименные и разнонаправленные движения;
32)
осуществляет элементарное двигательное и словесное
планирование действий в ходе спортивных упражнений;
33)
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с
элементамиспорта;
34)
владеет элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек).
Необходимыми условиями реализации Программы являются:
соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольной
образовательной организации и в условиях семьи.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти