Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Ленинского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а, Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета МАДОУ детского сада № 53 протокол № 1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим МАДОУ детский сад №53 ____________ Н.И.Гусевой Приказ № 5 от 01.09.2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изобразительная студия «Акварелька» для детей дошкольного возраста Возраст детей 5-6 лет Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Елена Валентиновна педагог дополнительного образования Содержание 1. Титульный лист 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............. 3 2.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 5 2.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................. 6 2.4 Планируемые результаты .............................................................................. 11 3. Комплекс организационно – педагогических условий ................................. 12 3.1. Условия реализации программы .................................................................. 12 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 14 4. Список литературы ........................................................................................... 14 2 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Направленность - дополнительная общеразвивающая программа по художественной направленности «Акварелька» (далее Программа) разработана на основе комплексной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и имеет художественную направленность. Актуальность. Программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения в нетрадиционной технике рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционные техники рисования помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность. Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изобразительных материалов опирается на принципы построения общей дидактики. В процессе реализации Программы обеспечивается интеграция всех образовательных областей. Отличительные особенности. Данной Программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. 3 Разделы Программы: 1. Цветовосприятие. 2. Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, сказочно-былинный жанр. В ходе реализации Программы дети знакомятся со следующими техниками рисования: граттаж; кляксография; линогравюры; монотипия; набрызг; отпечатывание; пальчиковая живопись; печать-клише; рисование макаронами; смешивание красок и т.д. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий таковы, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий характер. Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков. Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества. Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их. Возрастные особенности детей 5-6 лет. В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунок представляет собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться и оригинальностью 4 композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисованию можно судить о половой принадлежности и о эмоциональном состоянии изображаемого человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью и креативностью. В лепке детям на представляет труда создать более сложное по форме изображение. В аппликации дети успешно справляются с вырезыванием предметов из прямоугольников и кругов, в деятельности детей вводятся нетрадиционные аппликации Режим занятий. Длительность занятия 30 минут 2 раза в неделю (вторник, четверг). Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 72 часа. Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень. Формы обучения – комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Виды занятий – практические занятия. Формы подведения результатов: выставки детских работ, открытое занятие. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Задачи: Обучающие: Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Развивающие: Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства. Воспитательные: Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы. 5 2.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № Название темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Цветовосприятие 12 1 11 Педагогическое наблюдение 2. «Жанры изобразительного искусства» 60 6 54 Выставка детских работ Итого 72 7 65 Открытые уроки для родителей Педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивает эстетическое восприятие, творческое соображение, художественные интересы и способности. Поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях. Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать свое отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Изобразительно-выразительные умения. Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности. Использование цвета как средства 6 передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности в сюжетном изображении: передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт; в декоративном изображении: создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы. Технические умения В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью. Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек. Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям. Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно 7 оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого. Содержание учебно-тематического плана № Название темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Цветовосприятие 12 1 11 Открытые уроки для родителей 1.1 Азбука живописной грамоты 1 0 1 Педагогическое наблюдение 1.2 Контрастные и дополнительные 1 0 1 Педагогическое наблюдение 1.3 В гостях у солнышка 1 0 1 Взаимоанализ работы 1.4 Выставка 1 0 1 Анализ работы 1.5 У царя Нептуна в подводном царстве 1 0 1 Презентация работы 1.6 Летняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.7 Осенняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.8 Открытое занятие 1 0 1 Презентация работы 1.9 Зимняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.10 Весенняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.11 Выстака 1 0 1 Анализ работы 2. «Жанры изобразительного искусства» 60 6 54 Выставка детских работ 2.1 Аленький цветочек 1 1 1 Презентация работы 2.2 Ветка рябины с натуры 1 0 1 Презентация работы 2.3 Буке (астры, 1 0 1 Взаимоанализ работы 8 георгины) 2.4 Корзина с фруктами 1 0 1 Презентация работы 2.5 Корзина с фруктами 1 0 1 Презентация работы 2.6 Цветы в вазе 1 0 1 Презентация работы 2.7 Аквариум 2 0 1 Педагогическая диагностика 2.8 Выставка 1 0 1 Анализ работы 2.9 Осенний лес 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.10 Кленовый лист 1 0 1 Презентация работы 2.11 Осенние мотивы (ковер) 1 0 1 Презентация работы 2.12 Многосерийное полотно 3 1 1 Педагогическое наблюдение 2.13 В гости в Африку – 1 пальма 0 1 Взаимоанализ работы 2.14 Сбросил лес последнюю листву 1 0 1 Презентация работы 2.15 Рисунок ветра 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.16 Заколдованые деревья 1 0 1 Презентация работы 2.17 Восход солнца 1 0 1 Презентация работы 2.18 Звездное небо 1 0 1 Презентация работы 2.19 Зимний пейзаж 1 0 1 Презентация работы 2.20 Как мы помогли снеговичку 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.21 Березовая роща 1 0 1 Презентация работы 2.22 Елочка к новому году 1 0 1 Презентация работы 2.23 Рождественская 2 0 1 Педагогическая 9 ночь диагностика 2.24 В подводном мире 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.25 Рисуем мыльными пузырями 1 0 1 Презентация работы 2.26 В подводном мире 2 0 1 Педагогическая диагностика 2.27 Пингвины на льдине 2 0 1 Педагогическая диагностика 2.28 Открытое занятие 1 0 1 Презентация работы 2.29 Рисование человека 1 по схемам 1 2 Педагогическая диагностика 2.30 Мой папа 1 0 1 Презентация работы 2.31 Мой дедушка 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.32 Галстук для папы 1 0 1 Презентация работы 2.33 Снежная королева 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.34 Домовенок Кузя 1 0 1 Презентация работы 2.35 А вот и я 1 0 1 Презентация работы 2.36 Моя мама 1 0 1 Презентация работы 2.37 Подснежники для моей мамы 1 0 1 Презентация работы 2.38 Девочка – Весна 1 0 1 Презентация работы 2.39 А это вся моя семья 1 0 1 Презентация работы 2.40 Выставка 1 0 1 Анализ работы 2.41 Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок) 1 0 2 Презентация работы 2.42 Муравьишка трудится 1 0 1 Презентация работы 2.43 Забавное животное 1 0 2 Презентация работы 10 2.44 Утята в пруду 1 0 1 Презентация работы 2.45 На лесной опушке 1 0 1 Презентация работы 2.46 Пестрокрылая бабочка 1 0 1 Презентация работы 2.47 Выставка 1 0 1 Анализ работы 2.48 Космическая картина 2 1 2 Педагогическая диагностика 2.49 Ларец на высоком дубе 1 0 1 Презентация работы 2.50 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 1 0 1 Презентация работы 72 7 65 Итого 2.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты: − правильно располагает лист; − определяет композиционное место главного героя и события в сюжетном рисунке; − передает двухплановую композицию; − искусствоведческие понятия, термины: − знает понятие жанр; − знает понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация. Личностные результаты: − самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их; − самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования; − выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок; − дают мотивированную оценку результатам своей деятельности; − проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга; − технические навыки ребенка: Предметные результаты: 11 − регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета; − знает графические материалы (восковые мелки, цветной карандаш, фломастер); − умеет смешивать краски для раскрашивания палитры; − умеет работать плотным слоем (гуашь); − цветоведение: − умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе; − знает теплые и холодные цвета; − выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение; 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение Дополнительное образование предоставляется в специально оборудованном кабинете. Из технических средств обучения и воспитания имеются интерактивная система, музыкальный центр, мольберт. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются оборудование и материалы: − помещение (кабинет); − качественное электроосвещение; − столы и стулья; − шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; − канцелярские принадлежности. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы для изобразительной деятельности, а именно: − цветная бумага; − цветной картон; − альбомы; − кисти; − акварельные краски; − гуашь; − палитры; − баночки для воды; − цветные карандаши или фломастеры. Информационное обеспечение: Видео уроки для детей. https://risuemdoma.com/video Уроки рисования для детей. https://fruktoviysad.ru/articles/dosug/urokirisovaniia-dlia-dietiei/ 12 Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства. Иванова Елена Валентиновна Образование: высшее Диплом Бакалавра ФГБОУВО "Уральский государственный педагогический университет", "Педагогическое образование", 2017г. 1.Удостоверение о повышении квалификации в Свердловском Областном педагогическом колледже по программе "Технология организации конструктивной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС и региональной программы "Уральская инженерная школа", в объеме 32 ч.,2020 г. Квалификационная категория. Высшая Стаж работы: 30 лет Педагогический стаж: 12 лет Методические материалы: Альбомы для рассматривания: «Транспорт», «Космос», «Звезды», «Маски», аудиозаписи в соответствии с темами занятий, дидактический материал в соответствии с темами занятий, игрушки (заяц, мишка, снеговик, елочка, собачка, кошка), иллюстрации: «Времена года», «Природа», «Природные явления», «Дети на прогулке», «Мои игрушки», сборник загадок для детей, сборник стихотворений о природе. НАТЮРМОРТЫ Врубель М. «Сирень» Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника» 10 Мане Э. «Белая сирень», «Васильки». ПЕЙЗАЖИ Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал» Бакшеев В. «Голубая весна» Левитан И. «Большая вода», «Золотая осень», «Март» Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень» Шишкин И.И. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь», «Зимний лес. Иней». ПОРТРЕТЫ Васнецов В. «Гусляры», «Снегурочка» Репин И. «Стрекоза» Серов В. «Девочка с персиками» Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так и для обучающихся, а именно: − информационная и справочная литература; − наглядные пособия по темам; − инструкции по технике безопасности; − индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации). Перечень программ и пособий: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г.; − Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» - М.: АРКТИ, 2008. − Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. 13 − Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. − Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004. − Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005. − Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России, 2007. − Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011. − Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. − Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль, Академия развития, 2009. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. Наглядные пособия: − детские книги; − иллюстрации «Времена года»; − иллюстрации к сказкам; − муляжи фруктов и овощей; − плоскостные, объемные игрушки. 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Педагогическое наблюдение детей проводится с детьми в естественных условиях. Работы оформляются в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, празднике и т.д. Участие детей в конкурсах рисунков различного уровня. Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Оценочные материалы педагогического наблюдения (Приложение 1). 4. Список литературы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г.; 14 2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» - М.: АРКТИ, 2008. 3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. 4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 5. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004. 6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005. 7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России, 2007. 8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011. 9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 10. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 11. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 12. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль, Академия развития, 2009. 13. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997. 14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. 15 Приложение 1 Оценочные материалы Педагогическое наблюдение. Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста Общие показатели развития детского творчества: − компетентность (эстетическая компетентность) − творческая активность - эмоциональность -произвольность и свобода поведения − инициативность − самостоятельность и ответственность − способность к самооценке Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой): − субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества; -» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа; − большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; − индивидуальный «почерк» детской продукции; − самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности; − способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость. Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова): − -восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; − осмысленное «чтение» − распредмечивание и опредмечивание − художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); − интерпретация формы и содержания, заключѐнного в художественную форму; − творческое освоение «художественного языка» 16 − средств художественнообразной выразительности; самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности; − проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание); − экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов. Методика проведения педагогического наблюдения. Педагогическое наблюдение детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трѐх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трѐх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребѐнку предлагается назвать всѐ, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребѐнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов. «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.) 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: − увлечѐнность; − творческое воображение. 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: − применение известного в новых условиях; − самостоятельность в нахождении способов (приѐмов) создания образа; − Нахождение оригинальных способов (приѐмов), новых для ребѐнка. 3. Характеристика качества продукции: − нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа; 17 − соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям. Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Посмотрим в окошко» Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке. Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросѐнка». Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов: На-на-на-на-на-на-на! Смотрит кто-то из окна! Не-не-не-не-не-не-не! Кто же там торчит в окне Нини-ни-ни-ни-ни-ни! Эй, цветок не урони! Но-но-но-но-но-но-но! Мы отправились в кино! Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну! Тучи спрятали луну. Ны-ны-ныны-ны-ны-ны! Как темно-то без луны! На-на-на-на-на-на-на! Машет мама из окна! Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели деревянные или картонные рамки разной формы и величины. Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. /абе: - На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним - дорога, за дорогой - поле с зелѐной травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всѐ время это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с 18 картиной - наше окно. Всѐ в нѐм живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно. Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа). Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребѐнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.). Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин. Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна. В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям. После занятия. Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов. Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»: - Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!» И мы кричали хором: - До-сви-да-ни-я! Было очень весело. Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все 19 конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка. Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолѐт. - Если, Димочка, мы на вертолѐте, - сказала я, - то кругом должно быть голубое небо. - А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка. Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всѐ зелѐ-ное-презелѐное? Рисованиефантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котѐнок... Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Улетает наше лето» Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счѐтных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счѐтных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»: Мартышка тихо верещит, Прикрыла лапкой мордочку. Неразборчиво хрипит В репродуктор лодочник. Кольцами удав блестит, Павлин колышет перья. Под пальмой человек сидит, По-детски в птичку веря. Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах). Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи». Содержание занятия. Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»: Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, - Это платье золотое У берѐзы на плечах... Утром мы во двор идѐм -Листья сыплются дождѐм, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Всѐ летит! Должно быть, это Улетает наше лето! Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных. Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.) - Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. 20 Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье. Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись. Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.) Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы. Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки. После занятия. Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»: «Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замѐрзшей реке, прибежал домой румяный, весѐлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всѐ зима была!» «Запиши твоѐ желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пѐстрыми бабочками по зелѐному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всѐ весна была». Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своѐ желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жѐлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времѐн года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете». Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства Осенние листочки. Дидактическая задача. Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, 21 сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре. Вопросы и задания. Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание. Найди листочек жѐлтый (задание для детей 3-4 лет), жѐлто-зелѐный (для детей 4-5 лет), жѐлто-оранжево-зелѐный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3- 5 лет) или составь оттенок (5-7 лет). Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жѐлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки. Говорящие цвета. Дидактическая задача. Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики. Вопросы и задания. Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жѐлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жѐлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жѐлтый слегка смешан с зеленым; жѐлтый - тѐплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещѐ «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки. Цвет и настроение Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека. Вопросы и задания. Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать? Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осени ранней и весѐлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушѐнные, слегка смешанные с чѐрным до сероватых оттенков. Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы. Нарисуй «хорошую погоду». 22 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК (платные образовательные услуги) Начало учебного года – 01 сентября 2023 года. Окончание учебного года 31 мая 2024 года. Продолжительность учебного года: 36 недель; Первое полугодие - 17 недель, второе полугодие - 19 недель. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Нерабочими и праздничными днями являются: Суббота, воскресенье 1, 2, 3, 4, 5, 6,7 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства. Примечание: При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями. 23