Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Ленинского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а, Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изобразительная студия «Акварелька» для детей дошкольного возраста Возраст детей 6-7 лет Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Елена Валентиновна. педагог дополнительного образования Содержание 1. Титульный лист 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............. 3 2.1 Пояснительная записка ..................................................................................... 3 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 7 2.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................. 7 2.4 Планируемые результаты .............................................................................. 13 3. Комплекс организационно – педагогических условий ................................. 13 3.1. Условия реализации программы .................................................................. 13 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 16 4. Список литературы ........................................................................................... 18 2 2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 2.1 Пояснительная записка Направленность - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Акварелька» (далее Программа) разработана на основе комплексной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и имеет художественную направленность. Актуальность. Программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения в нетрадиционной технике рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционные техники рисования помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность. Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изобразительных материалов опирается на принципы построения общей дидактики. Экспериментальные исследования (Н.А. Ветлугина, Т.П. Хризман, Е.М. Торшилова, Г.Н. Пантелеев, И.А. Лыкова и др.) показали, что у детей с высоким уровнем развития эстетического отношения к миру отмечается и более высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционального развития. Занятия искусством формируют у дошкольников эстетическое отношение к миру и на этой основе воздействуют на общее развитие. 3 Уровень общего развития находится в гармонии с развитием эстетическим, при этом продуктивная деятельность выступает способом осмысления и освоения познавательной информации. Специальные исследования (Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, В.Т. Кудрявцева, Н.Н. Поддьякова) показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей в разнообразных видах продуктивной деятельности имеет существенный общеразвивающий эффект, который обнаруживает себя такими значимыми показателями: − умение самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения художественной или интеллектуальной задачи); − развитие децентрации – умения менять свою точку зрения в разных ситуациях: при решении наглядных и практических задач, в общении с другими детьми и взрослыми и в художественнопродуктивной деятельности; − развитие замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план ее реализации (планирующая функция мышления). Отличительные особенности. Данной Программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Разделы Программы: 1. Цветовосприятие. 2. Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, сказочно-былинный жанр. В ходе реализации Программы дети знакомятся со следующими техниками рисования: граттаж; кляксография; линогравюры; монотипия; набрызг; отпечатывание; пальчиковая живопись; печать-клише; рисование макаронами; смешивание красок и т.д. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий таковы, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий характер. Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков. Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества. 4 Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. Адресат Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их. Возрастные особенности детей 6-7 лет. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. К шести годам наступает новый этап эстетического развития, характеризующийся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эмпирический эстетический опыт оказывается наиболее прочным и постепенно обретает характер установки личности как «эстетической позиции» (А.А. Мелик-Пашаев). Происходит активное усвоение ребенком культурного и сенсорного опыта, овладение различными художественными материалами, а также познание окружающего мира с эстетической позиции на основе системы категорий, в т.ч. происходит осмысление понятий реальность/фантазия. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. 5 У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. В подготовительной к школе группе особое значение приобретает индивидуальная работа детей, как в самостоятельной художественной деятельности, так и в различных формах взаимодействия с педагогом и другими детьми. Шестилетние дети способны самостоятельно обследовать натуру, грамотно выделить ее характерные особенности и на этой основе создать индивидуальный художественный образ. Сенсорный опыт детей этого возраста уже настолько богат, что они могут ограничиться зрительным восприятием предмета без участия других анализаторов. Вместе с тем продолжает действовать специфическое «правило натуры»: для изображения детям предлагаются лишь хорошо знакомые предметы и явления. В процессе наблюдения природных явлений и обследования бытовых предметов, отобранных для изображения, воспитатель советует внимательно рассмотреть объект, выделить наиболее и выразительные характерные признаки. В предметах дети выделяют не только наиболее существенные признаки (форму, цвет, величину), но также пропорции и положение частей, размещение предмета и его деталей в пространстве, фактуру, некоторые дополнительные детали, позволяющие усилить выразительность образа. Режим занятий. Длительность занятия 30 минут 2 раза в неделю (вторник, четверг). Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 72 часа. Срок освоения: Количество занятий в месяц – 8 Количество учебных недель – 36 Количество учебных занятий в году -72 Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень. Формы обучения – комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Виды занятий – беседа, практические занятия, мастер- класс, открытое занятие. Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение в процессе практического занятия, выставка. 6 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель – создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Задачи: Обучающие: Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Развивающие: Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве. Воспитательные: Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы. 2.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Название темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Цветовосприятие 12 3 9 Педагогическое наблюдение 2. «Жанры изобразительного искусства» 60 6 54 Выставка детских работ Итого 72 9 63 Открытое занятие для родителей Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать свое отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать 7 деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Изобразительно-выразительные умения. Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности. Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности в сюжетном изображении: передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт; в декоративном изображении: создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы. Технические умения В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью. Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и 8 объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек. Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям. Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого. Содержание учебного тематического плана № Название темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Цветовосприятие 12 3 9 Открытые уроки для родителей 1.1 Азбука живописной грамоты 2 2 0 Педагогическое наблюдение 1.2 Контрастные и дополнительные 1 1 0 Педагогическое наблюдение 1.3 В гостях у солнышка 1 0 1 Взаимоанализ работы 1.4 Выставка 1 0 1 Анализ работы 1.5 У царя Нептуна в подводном царстве 1 0 1 Презентация работы 1.6 Летняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.7 Осенняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.8 Открытое занятие 1 0 1 Презентация работы 1.9 Зимняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.10 Весенняя березка 1 0 1 Презентация работы 1.11 Выстака 1 0 1 Анализ работы 9 2. «Жанры изобразительного искусства» 60 6 54 Выставка детских работ Натюрморт 2.1 Аленький цветочек 1 0 1 Презентация работы 2.2 Ветка рябины с натуры 1 0 1 Презентация работы 2.3 Буке (астры, георгины) 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.4 Корзина с фруктами 1 0 1 Презентация работы 2.5 Корзина с фруктами 1 0 1 Презентация работы 2.6 Цветы в вазе 1 0 1 Презентация работы Пейзаж 2.7 Аквариум 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.8 Выставка 1 0 1 Анализ работы 2.9 Осенний лес 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.10 Кленовый лист 1 0 1 Презентация работы 2.11 Осенние мотивы (ковер) 1 0 1 Презентация работы 2.12 Многосерийное полотно 3 1 2 Педагогическое наблюдение 2.13 В гости в Африку – 1 пальма 0 1 Взаимоанализ работы 2.14 Сбросил лес последнюю листву 1 0 1 Презентация работы 2.15 Рисунок ветра 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.16 Заколдованные деревья 1 0 1 Презентация работы 10 2.17 Восход солнца 1 0 1 Презентация работы 2.18 Звездное небо 1 0 1 Презентация работы 2.19 Зимний пейзаж 1 0 1 Презентация работы 2.20 Как мы помогли снеговичку 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.21 Березовая роща 1 0 1 Презентация работы 2.22 Елочка к новому году 1 0 1 Презентация работы 2.23 Рождественская ночь 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.24 В подводном мире 1 0 1 Взаимоанализ работы 2.25 Рисуем мыльными пузырями 1 0 1 Презентация работы 2.26 В подводном мире 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.27 Пингвины на льдине 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.28 Открытое занятие 1 0 1 Презентация работы Портрет 2.29 Рисование человека 1 по схемам 1 0 Педагогическая диагностика 2.30 Мой папа 1 0 1 Презентация работы 2.31 Мой дедушка 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.32 Галстук для папы 1 0 1 Презентация работы 2.33 Снежная королева 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.34 Домовенок Кузя 1 0 1 Презентация работы 2.35 А вот и я 1 0 1 Презентация работы 2.36 Моя мама 1 0 1 Презентация работы 11 2.37 Подснежники для моей мамы 1 0 1 Презентация работы 2.38 Девочка – Весна 1 0 1 Презентация работы 2.39 А это вся моя семья 1 0 1 Презентация работы 2.40 Выставка 0 1 Анализ работы 1 Анималистика 2.41 Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок) 1 0 1 Презентация работы 2.42 Муравьишка трудится 1 0 1 Презентация работы 2.43 Забавное животное 1 0 1 Презентация работы 2.44 Утята в пруду 1 0 1 Презентация работы 2.45 На лесной опушке 1 0 1 Презентация работы 2.46 Пестрокрылая бабочка 1 0 1 Презентация работы 2.47 Выставка 1 0 1 Анализ работы Сказочно-былинный жанр 2.48 Космическая картина 2 1 1 Педагогическая диагностика 2.49 Ларец на высоком дубе 1 0 1 Презентация работы 2.50 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 1 0 1 Презентация работы 72 9 63 Итого 12 2.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты: − правильно располагает лист; − определяет композиционное место главного героя и события в сюжетном рисунке; − передает двухплановую композицию; − искусствоведческие понятия, термины: − знает понятие жанр; − знает понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация. Личностные результаты: − самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их; − самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования; − выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок; − дают мотивированную оценку результатам своей деятельности; − проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга; − технические навыки ребенка: Предметные результаты: − регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета; − знает графические материалы (восковые мелки, цветной карандаш, фломастер); − умеет смешивать краски для раскрашивания палитры; − умеет работать плотным слоем (гуашь); − цветоведение: − умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе; − знает теплые и холодные цвета; − выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение; 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение Дополнительное образование предоставляется в специально оборудованном кабинете. Из технических средств обучения и воспитания имеются интерактивная система, музыкальный центр, мольберт. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются 13 оборудование и материалы: − помещение (кабинет); − столы и стулья; − шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; − канцелярские принадлежности. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы для изобразительной деятельности, а именно: простые и многоцветные, кисти беличьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина, гелевые ручки, палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (пастельные, меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, копировальная, калька), картон, гофрокартон, ткань, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), глина, стеки, поворотные диски, степлер, дырокол, скотч, геометрические тела, предметы для натуры (игрушки, комнатные растения, муляжи овощей и фруктов, предметы быта, дизайн-изделия). Нетрадиционные материалы: природный материал, соленое тесто, разноцветные шнурки, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной), соль. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, мелкая пластика, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы (список рекомендуемых произведений представлен в Программе). Книги серий «Мастерилка» и «С чего начинается Родина (народное искусство)» для самостоятельного творчества детей и взаимодействия педагога с семьей. Оборудования для выставок Информационное обеспечение: альбомы для рассматривания: «Транспорт», «Космос», «Звезды», «Маски», аудиозаписи в соответствии с темами занятий, дидактический материал в соответствии с темами занятий, игрушки (заяц, мишка, снеговик, елочка, собачка, кошка), иллюстрации: «Времена года», «Природа», «Природные явления», «Дети на прогулке», «Мои игрушки», сборник загадок для детей, сборник стихотворений о природе. Кадровое обеспечение Иванова Елена Валентиновна - педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства. Образование: высшее Диплом Бакалавра ФГБОУВО "Уральский государственный педагогический университет", "Педагогическое образование", 2017г. Повышение квалификации: 1.Удостоверение о повышении квалификации МБУ ИМЦ Екатеринбургский Дом Учителя «Профессиональная деятельность педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 72 часа, 2014г. 14 2.Удостоверение о повышении квалификации в Свердловском Областном педагогическом колледже по программе "Технология организации конструктивной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС и региональной программы "Уральская инженерная школа", в объеме 32 ч.,2016 г. 3.Сертификат "АЛИС-Альянс" информационно-консультационный центр"ИР-бис" Оказание доврачебной помощи детям дошкольного возраста при несчастных случаях в условиях ДОУ", в объеме 16 ч, 2017 г. Стаж работы: 30 лет Педагогический стаж: 12 лет Методические материалы: Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так и для обучающихся. Перечень программ и пособий: 1. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к парциальной программе «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность). – М.: Цветной мир, 2014. 2. Лыкова И.А. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (новые подходы в условиях ФГОС ДО). – М.: Цветной мир, 2014. 3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014. 4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Уч.- метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Уч.- метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014. 6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Цветной мир, 2014. 7. Лыкова И.А. Демонстрационный материал. Изобразительная деятельность в детском саду. Тематические папки: «Веселый цирк», «Далекий космос», «Динозаврики», «Домашний натюрморт», «Зоопарк», «Игрушки», «Кто гуляет во дворе», «Кто пасется на лугу» и др. – М.: Цветной мир, 2014. 8. Лыкова И.А. «Умелые ручки». Парциальная программа по художественному труду. – М.: Цветной мир, 2016. 9. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2016. 10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2016 Наглядные пособия: − детские книги; − иллюстрации «Времена года»; − иллюстрации к сказкам; 15 − муляжи фруктов и овощей; − плоскостные, объемные игрушки. 3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, празднике и т.д. Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала (Приложение 1). 16 Оценочные материалы Педагогическое наблюдение. Приложение 1 К 7 годам ребенок самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и устойчивым интересом создает оригинальные образы и сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), а также на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения). В творческих работах передает различными изобразительновыразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж) и выражает свое эмоционально-ценностное отношение. Успешно реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды художественно-продуктивной деятельности; − уверенно использует освоенные художественные техники и изобразительно выразительные средства как особый «язык искусства»; − с интересом осваивает новые способы создания образа и изобретает свои в процессе художественного экспериментирования; умеет планировать работу; − охотно сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; − Интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; выражает свое отношение к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь); − имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на артвыставке. Высокий уровень − ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; − увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; − нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; − замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир. Средний уровень − ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно17 прикладному искусству; − замечает красивое в окружающем мире; − охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; − замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. Низкий уровень − ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; − не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительновыразительных средств; − не высказывает заметного интереса к искусству 4. Список литературы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г.; 2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» - М.: АРКТИ, 2008. 3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. 4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 5. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004. 6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005. 7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России, 2007. 8. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2016. 9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 10. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 18 11. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 12. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль, Академия развития, 2009. 13. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997. 14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. 19