15.11.2024
Консультация
музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность
детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,
творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки,
полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной
деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда
помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы.
Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на
балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес
детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен
обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и
дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных
ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие
способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное
оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания
музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие
положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в
пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к
музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду
обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет
пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать
формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной
деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных
инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле,
бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические
рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии,
проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового
инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют
на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую
товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных
группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают
выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.
Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их
договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной
самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие
дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может
иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности
(исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и
т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие
их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан»
М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю -
баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры,
организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности
детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться
(кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать
активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры,
используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят
способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука:
«Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в
бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и
побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель
должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических
произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий
(у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время
бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д.
Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие;
во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара,
«Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша –
«Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка».
Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки –
ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в
игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение
«Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит
рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время
утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные
интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее
время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется
использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И.
Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других.
Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на
весь день.
Вечером же характер музыки должен быть
более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности,
придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать
фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония»
И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.о., роль воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он
незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз.
деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на
музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их
инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником
детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие
моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности
дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке
это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы,
склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не
односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше
применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок
репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой
интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому
указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится
самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне
занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь,
танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и
способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и
ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним
из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков,
умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в
совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной
инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2022
Дата обновления: 06.11.2024
Дата публикации: 15.11.2024