Создание музыкальной среды дома

20.02.2024

Образовательная область: Консультация для родителей

Тема: «Создание музыкальной среды дома»

Цель: Вызвать интерес у родителей к музыкальному искусству. Помогать родителям в поиске музыкальных произведений для слушания дома. Привлекать родителей к участию в  утренниках, различных развлечениях.  

Материал: музыкальные дидактические пособия (сценарии праздников, развлечений для дома, игры-забавы), самодельный кукольный театр, различные музыкальные инструменты, сделанные из подручных материалов, диски с записями музыкальных сказок, классической музыки, детской современной музыкой и т.д.

Ход:

Музыкальное воспитание старших дошкольников требует гибкой технологии и интенсификации обучения, чтобы с одной стороны, поддерживать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, с другой – обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования и подготовке к школе.

Успех в работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов с родителями, поскольку те знания, которые ребенок получает во время пребывания в детском саду, должны подкрепляться в условия семьи.

Задачи музыкального воспитания детей.

  • Заложить основы музыкальной культуры
  • Обогащать музыкальные впечатления, расширять музыкальный словарь
  • Создавать условия для развития музыкальных способностей и творческой самореализации детей
  • Приобщать к активному участию в различных видах (воспитание-слушание, игра на детских музыкальных инструментах) и формах (праздники, развлечения, театрализованные игры и др.) музыкальной деятельности
  • Создавать условия для интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности (театрализованной, изобразительной и др.)

Взаимодействие детского сада с семьей.

Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимного  сотрудничества.

Родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать за своим ребенком, а педагоги должны быть готовы оказать им необходимую консультационную и другую помощь. Важно, чтобы ни родители, ни воспитатели не испытывали дефицита информации о ребенке, об  особенностях его развития и поведения.

Благодаря такому взаимодействию родители обогащают свои знания  и представления о том, как можно осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Формы работы с родителями.

  • Открытые музыкальные занятия.

Можно предложить родителям стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую им песню и т.д.

  • Консультации.
  • Помощь в организации музыкального воспитания ребенка дома.
  • Родительские собрания.

Обсуждение вопросов, связанных, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, циркового представления и т.д.

  • Семинары-практикумы.

«Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Кукольный театр в семье» и др. (для родителей, которых интересуют данные темы).

  • Совместные праздники и развлечения.

Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнуться на предложение принять участие  в детском празднике. Музыкальный руководитель  и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздника или развлечения, пригласить на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы и т.п.

Те родители, которые не принимают активного участия в мероприятиях, могут поддерживать своих детей во время праздников и развлечений с помощью предметов из «Веселого чемоданчика»: «улыбок» и  «веселых сердечек» из бумаги или картона на палочках, серпантина, конфетти, надувных язычков и т.п. Им можно поручить имитировать стук дождя, грома, маленькими зеркальцами изображать «блеск сокровищ», подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и многое другое. Присутствие родителей на мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они, играя, учатся общаться с детьми.

  • Домашнее задание.

Выполняя его вместе с родителями, дети не только закрепляют навыки, полученные на занятиях. Совместная деятельность улучшает климат  в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

  • Мини-библиотека.

В помощь родителям в детском саду можно создать библиотечку популярной методической литературы по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей; фонотеку с аудиозаписями музыкальных произведений для детей; видеотеку.

Создание музыкальной среды в домашних условиях.

Основной совет, который можно дать родителям – больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка постепенно станет потребностью.

В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (диски, аудиозаписи, видео с записью музыки для детей).

  • Семейные праздники.

При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни.

Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника – посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.

  • Домашний театр.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребенком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т.п. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты или инструменты самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.

  • Развлечения с использованием музыки.

Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Каравай»,  «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на дисках, и т.п.

Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

  • Создание домашнего оркестра.

Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофоны и др.

Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки.

Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребенком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных  к ниткам; платковых футляров, жестяных банок и т.п. Емкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами. В качестве примера – несколько советов по созданию интересных самодельных инструментов:

Буль-бульки. Стаканчики из-под сметаны наполнить на 1/3водой. Через сделанное в крышке отверстие вставить соломку. Ребенок дует в соломку и даруется «буль-бульками».

Чудо-кастаньеты. Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Музыкальные гвоздики. В дощечку размером10/20 см. вбить полукругом или по диагонали на расстоянии 1см. друг от друга среднего размера гвозди. Металлической палочкой ребенок может провести по «ножкам» гвоздей или постучать по их шляпкам.

Шуршики. В пластмассовые бутылки из-под шампуня любой формы и цвета насыпать крупу.

Тепики. В крышке и дне металлической банки из-под сока сделать отверстия, прикрепить бельевую резинку. Ребенок надевает «тепик» на ногу (стопу) резинкой вниз и с удовольствие бегает, прыгает, притопывает.

Озорные колпачки. Колпачками от дезодоранта или лака дети с удовольствием отстукивают ритм любой песенки, пляски.

Пуговки и ключики. Эти предметы нанизать на тесьму в любом количестве, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.

С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т.д.; ритм слов, например, «мА-ма, мА-мо-чка; пал-ка, па-лочка; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, соро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!» и т.д; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на диске.

Эта работа должна проводиться с целью развития у детей интереса к музыке, закрепления полученных навыков и знаний, а также вовлечения родителей в учебный  процесс, объединения усилий семьи и детского сада.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.02.2024

Дата обновления: 20.02.2024

Дата публикации: 20.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.