Как играть с ребенком дома

20.03.2024

С самых первых дней жизни ребёнок испытывает огромную потребность в эмоциональном общении со взрослым. Через это общение ребёнок начинает познавать мир. У него возникает желание отразить получаемые впечатления в собственных действиях – так появляется подражание. Ребёнок начинает играть – это и является первыми, но далеко не единственными предпосылками игры.

Первые действия, которые малыш производит с предметами – манипуляции: ощупывание, похлопывание, постукивание и т.д. Затем у него появляются предметные и предметно-игровые действия. Ребёнок знакомится и усваивает назначение предметов, их свойства, качества. Потом его начинает интересовать мир взрослых отношений – появляется сюжетно-ролевая игра.

Игра ребёнка имеет свои особенности. Для того, чтобы она выполняла свою развивающую функцию, ребёнка нужно обучать игре.

Хорошо, если у ребёнка будет какая-то одна любимая игрушка. Часто ему трудно самому определить для себя эту игрушку, в этом ему нужно помочь. Такой игрушкой может быть кукла, плюшевый мишка, зайчонок и др. Наличие любимой игрушки поможет вам лучше устанавливать контакт с ребёнком, поскольку посредством её можно выстроить общение, найти смысл совершаемых действий, ненавязчиво вовлекая малыша в новую деятельность. Например, обезьянка Чита. Она мягкая и пушистая, её приятно прижимать. Однако у Читы часто болит горло, и это требует ухода. И тогда вместе с ребёнком греем для Читы молоко, даём ей пить, обвязываем теплым шарфом горло и т.д.

Таких историй можно придумать много. Ребёнку будет нравиться сделать вместе со взрослым что-либо для своей любимой игрушки.

Часто ребёнок не знает, как действовать с игрушкой, поэтому при знакомстве с новой игрушкой, важно участие взрослых. Каждая новая игрушка появляется в игровом уголке после того, как ребёнку объяснили её предназначение и показали способы действия с ней. Например, взяв куклу в руки вместе с ребёнком, взрослый говорит: «Посмотри, какая красивая кукла. Давай дадим ей имя. Назовем её Таня. Какие у Тани красивые волосы (гладит по голове), глаза (показывает)! Смотри, у Тани есть рот, нос, уши, как у нас с тобой. Покажи, где у тебя, а где у Тани» (вместе с ребенком рассматривает лицо). «Таню можно посадить (сажают), поставить (ставят). Давай это сделаем вместе». Эти действия необходимо повторять неоднократно.

В такой форме нужно знакомить ребёнка и с другими игрушками. Речь взрослого должна быть эмоциональной, понятной и доступной, не очень громкой, ласковой. Только так можно привлечь внимание и возбудить интерес детей. Постепенно нужно переходить от знакомства с назначением игрушек к совершению действий с ними.

По мере развития игровых действий у ребёнка, характер игры должен меняться. Взрослый обучает ребёнка умению совершать последовательную цепочку игровых действий, которые объединены единым сюжетом. Например, «Утро куклы Тани». Взрослый, обращаясь к кукле, говорит: «Таня, вставай, наступило утро (берет куклу с постели на руки). Сейчас я помогу тебе одеться (снимает пижаму, надевает в определенной последовательности одежду). Таня, теперь будем умываться (имитирует умывание водой лица, рук). Хорошо, чистая стала. Сейчас я тебе вытру лицо и руки (вытирает полотенцем). А теперь, Таня, будем завтракать. Садись за стол».

Игра должна сопровождаться речью. Сюжет игры должен быть простым, а сама игра непродолжительной по времени. Игры с одним и тем же сюжетом должны повторяться несколько раз.

В более старшем возрасте, в зависимости от возможностей ребёнка игра может еще усложниться. В процессе игры ребёнок может действовать за маму, врача, продавца. Например, взрослый говорит: «Какая у тебя красивая Таня. Ты любишь Таню и не обижаешь ее? Пожалей Таню (берёт на руки куклу, прижимает, гладит, предлагает ребёнку сделать то же самое). Она у тебя маленькая, а ты большая девочка (мальчик). Давай, ты будешь, как мама, а Таня будет твоя маленькая дочка. Ты будешь заботиться о ней, жалеть её. А теперь давай дочке приготовим обед». В такой форме осуществляются сюжетные действия и с другими игрушками.

Проявляйте терпение и не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, ему необходимо учиться. Ваш малыш познаёт, осваивает мир своими темпами, а иногда и способами. Он во многом не похож на других. Постарайтесь идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.03.2024

Дата обновления: 20.03.2024

Дата публикации: 20.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.