15.06.2024
Консультация
для педагогов
«Игры
звуками — это музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных и совершенно
необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и
основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид
деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение
из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это
существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для
большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр
звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является
австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот
жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под
ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать
музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется,
что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре.
На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную
жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных
карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей.
Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит?
Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным
дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и
прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор
двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется
невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны
импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как
сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек
светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о
дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами
листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу
можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку,
рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический
процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на
стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в
музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или
иные способы организации звуков, единственно возможным способом
формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним
импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является
самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в
музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах
никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет
спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это
будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет
лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто
возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки
зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то
здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда
ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий
педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков,
издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится
в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации
звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это
«окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не
только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене
присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р.
Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но
звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки
- это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между
ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об
организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие
проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.06.2024
Дата обновления: 28.06.2024
Дата публикации: 15.06.2024