Развитие памяти и внимания у дошкольников
20.11.2024
Развитие памяти и
внимания у дошкольников
Внимание
и память — это процессы, которые теснейшим образом связанны с речью. Если у
ребенка нарушено внимание, то и восприятие речи не может происходить в полном
объеме.
Остановимся
поподробнее на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и
память детей.
*Во время сборов на
прогулку, в раздевалке, можно предложить ребятам чтобы они проверили, все ли в
порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы
ботинки, все ли пуговицы застегнуты и т. д., и посоветовали, что можно еще
надеть).
*Собираясь с детьми на
музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?»,
«Кого похвалил музыкальный руководитель?», «Кто лучше всех танцевал?» Это будет
иметь также и воспитательное значение.
*На прогулке можно поиграть
с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова,
обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет,
автомат, вертолет и т. д) если они могут летать дети машут руками. Если нет –
приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого
обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты,
мебель и т. д.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов
хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями
*Еще одно упражнение,
которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг
и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое,
толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем
внимания и его устойчивость.
*Во время игры детей в
кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-то
объект (час,
светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать две – три игрушки среднего
размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в
игровом шкафу, на скамеечке, на ковре.
Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные
воспитателям игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?»,
«Разложи предметы так, как я скажу»
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности
для детей подготовительной группы:
«Любовь к порядку»
Оборудование: игрушки и различные предметы.
Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в
детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь.
Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол.
Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют
друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так
продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.
Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6
шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.
«Заметить изменения»
Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на
несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок.
Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из
комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы,
мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет
следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор,
пока не сыграют все группы.
«О ком говорю?»
Воспитатель. Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте
отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз,
рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со
всеми дружит или нет, голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет
речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например, «Это мальчик?»,
«Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?»,
«На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?»,
«Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т. п. На вопросы детей
воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.
Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают
сыграть самому — загадать и описать одного из детей.
«Запомни предметы»
Оборудование: 10 — 12 предметов.
На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель
закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.
Варианты:
1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя
помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и
говорят об изменениях.
2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают,
что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.
«Маскировка»
Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна»,
«дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.
На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают
колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над
головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между
собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки
на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.
Игры на развитие слухового внимания и памяти:
1. «Что исчезло?»
Выставляется ряд картинок, дети называют их, запоминают,
закрывают глаза, затем одна картинка убирается, дети открывают
глаза и отвечают на вопрос «что исчезло?»
2. «Подскажи словечко»
• С мелкими гвоздями
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками).
• На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла).
3. «Запомни- повтори»
Предлагается послушать и запомнить столбики слогов:
ба-па-ба па-ба-ба
ба-ба-па па-ба-па
па-па-ба ба-па-па
4. «Запомни-назови»
Выставляется ряд картинок, дети называют их, затем закрывают
глаза, картинки убираются, после этого дети называют все
запомнившиеся картинки.
5. «Что прибавилось?»
Выставляется ряд картинок, дети называют и запоминают их, затем
закрывают глаза, в это время добавляется еще одна картинка, дети
открывают глаза, педагог спрашивает «что прибавилось?».
6. «Что изменилось?»
Выставляется ряд картинок, дети произносят, что за чем
находится, закрывают глаза, в это время педагог переставляет местами картинки,
затем задает вопрос «что изменилось?».
7. «Запомни и повтори чистоговорку».
Спал спокойно сытый сом, видел сладкий сон.
8. «Запомни, повтори и назови слова с
заданным звуком».
Из предложенного предложения выбрать слова со зв. «т».
Например, от топота копыт пыль по полю летит.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2024
Дата обновления: 24.11.2024
Дата публикации: 20.11.2024