СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................... 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ........................................................................................ 4 1.1.Образовательноеучреждение...................................................................................................... 4 1.2 Основания для разработки Программы развития ..................................................................... 4 1.3 Ответственные за разработку и реализацию программы. ....................................................... 5 1.4. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития ............... 5 1.5 Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения ...................... 5 1.6 Формулировка проблемы ............................................................................................................ 6 1.7 Целевые группы ........................................................................................................................... 6 1.8 Последствия нерешения проблемы ............................................................................................ 6 1.9 Последствия решения проблемы................................................................................................ 7 1.10 Цель ............................................................................................................................................. 7 1.11 Задачи.......................................................................................................................................... 7 1.12 Ожидаемые конечные результаты реализации .................................................................... 7 1.13 Целевые показатели.................................................................................................................. 8 1.14 Сроки и этапы реализации ..................................................................................................... 9 1.15 Организация контроля реализации ......................................................................................... 9 2.КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МАДОУ ..................................................... 10 3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДОУ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ .............................................................. 11 3.1. Краткие итоги реализации Программы развития 2017-2022 г.г. ......................................... 11 3.2. Характеристика текущего состояния МАДОУ и анализ. ..................................................... 12 3.3. SWOT – анализ потенциала развития МАДОУ. .................................................................... 16 3.4. SWOT - анализ условий реализации Программы развития МАДОУ .................................. 18 3.5. Вывод ......................................................................................................................................... 19 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. ............................................................................. 20 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ............................ 22 5.1. Основные этапы реализации Программы развития. ............................................................. 23 5.2 План действий по реализации Программы развития ............................................................. 24 6.КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .............. 36 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ..................................... 38 УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ.............................................................................. 39 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................... 39 2 ВВЕДЕНИЕ Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 53 является управленческим документом, определяющим пути развития учреждения на 2022-2025 годы. Программа развития содержит характеристику важнейших проблем развития, стратегические установки дальнейшего преобразования, мероприятия по реализации стратегии развития организации, правовое, организационное, кадровое и финансовое обеспечение развития учреждения. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Программа развития является основанием для интеграции образовательной организации в сетевые сообщества (объединения, кластеры) системы образования по приоритетам развития образования. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАДОУ детский сад № 53 1.1.Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 Ленинского района города Екатеринбурга Местонахождение МАДОУ детский сад № 53: 620149, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 10а Заведующий МАДОУ детский сад № 53 8(343)223-21-11, e-mail: mdou53@eduekb.ru 1.2 Основания для разработки Программы развития 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 2019 год); 2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 4. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (2018-2025гг.)» Направление (подпрограмма) "Содействие развитию дошкольного и общего образования". 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 8. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; 9. Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016 № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы»; 4 10. Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Решение Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81 «Об утверждении Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года» (включает Стратегическую программу «Образование – основа развития, залог успеха»). 13. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2022 годы»; 14. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"), утвержденный Приказом Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, с изменениями от 5 августа 2016 г. N 422н; 1.3 Ответственные за разработку и реализацию программы. Рабочая группа по разработке Программы развития 1.4. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития Бюджетные средства Муниципального образования «город Екатеринбург» и Свердловской области в рамках текущего финансирования для выполнения Муниципального задания и целевых субсидий. Внебюджетные средства. 1.5 Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения Проблемно-ориентированный анализ деятельности детского сада за предыдущий период, выявление собственного потенциала, изучения нормативных правовых документов, Указов и постановлений Президента Российской Федерации по стратегическому развитию, приоритетных проектов (в том числе на уровне региона, муниципалитета) в сфере образования, а также ориентация на реализацию актуального современного социального заказа, 5 выявлены следующие проблемы: − Необходимость приобщения воспитанников к культурному наследию, формирование установок, влияющих на социальное развитие индивида: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части этого сообщества на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения. − Необходимость реализации сотрудничества социального партнерства с учреждениями образования и науки, и потенциала коллектива МАДОУ в обновлении содержания и организации работы с детьми; − Необходимость создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность образования для всех участников образовательных отношений. − Необходимость, создания условия стремления к личностному и профессиональному росту педагогических кадров повышения их профессиональной компетентности и механизмов их проектирования в применении современных образовательных; − Необходимость привлечения родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ к участию в образовательных программах, реализации инновационных проектов с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и образования. 1.6 Формулировка проблемы − Несформированность единых подходов к организации условий направленных на достижения современного качества образования, в котором важной составляющей является качество воспитания и социализации воспитанников, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, запросов родителей (законных представителей), дефицит компетентности педагогов в применении цифровых образовательных, информационно- коммуникативных технологий. 1.7 Целевые группы Воспитанники, родители 1.8 Последствия не решения проблемы для МАДОУ – снижение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ; для воспитанников – снижение социальной готовности для перехода на следующий уровень образования, низкая мотивация личностных образовательных потребностей; для родителей – не достаточный уровень компетенций в вопросах воспитания и образования; для педагогического коллектива – низкий уровень профессиональных компетенций, соответствующих Профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), 6 (законные представители), педагоги МАДОУ (воспитатель, учитель)". 1.9 Последствия решения проблемы для МАДОУ – создание необходимой материальнотехнической базы по информатизации образовательного процесса, создание единой информационной среды. Повышение конкурентоспособности и имиджа организации; для воспитанников – получение ребенком полноценного качественного дошкольного образования, в соответствии с его индивидуальными возможностями, способностями и интересами. Личностное развитие воспитанников их приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, развития чувства патриотизма и гражданственности; для родителей – повышение педагогической компетентности родителей, устойчивая мотивация к активному взаимодействию и сотрудничеству в условиях реализации образовательных программ, реализации инновационных проектов; для педагогического коллектива – готовность педагогов к образованию и самообразованию, повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности, развитию творческого и интеллектуального потенциала, адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах образовательной деятельности, работе коллектива в поисковом режиме. Повышение профессионального уровня, инновационной активности. 1.10 Цель Совершенствование профессионально-развивающей и развивающейся среды в ДОУ, как механизма проектирования единых подходов к организации условий направленных на достижения качества дошкольного образования. 1.11 Задачи 1. Организация образовательной среды, способствующей социальному развитию и развитию личностного потенциала взрослых и детей дошкольного возраста. 2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через внедрение модели электронного сетевого проектирования, в том числе дистанционных образовательных ресурсов 3. Обеспечить сочетание инновационной, практической, профессионально-ориентирующей и научной направленности в системе организации развивающей и развивающейся среды в ДОУ. 4. Привлечь родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности. 1.12 Ожидаемые − создание личностно-развивающей среды, для конечные результаты удовлетворения ключевых психологических реализации Программы потребностей дошкольников, через налаживание развития гармоничных отношений с педагогами и родителями, раскрытие внутренней мотивации к познанию, 7 достижению и саморазвитию, участие в инновационной деятельности; − повышение профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с требованиями Профессионального стандарта, через повышение квалификации, транслирование опыта на различных уровнях; − обогащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализуемых проектов; − повышение мотивации родителей воспитанников к активному взаимодействию и сотрудничеству в условиях реализации проектов. 1.13 Целевые показатели В системе управления: − в МАДОУ детский сад № 53 будет действовать обновленная система управления, как важный фактор повышения качества образования — это создание команды единомышленников, совместная работа всех сотрудников ДОО (администрация, воспитатели, специалисты, вспомогательный персонал) по выработке целей, планов; достижение конструктивного сотрудничества. − Нормативно-правовая и научно-методическая база МАДОУ детский сад № 53 соответствует современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики; − Система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием МАДОУ детский сад № 53; В организации образовательного процесса: − Доля воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений о социокультурных ценностях, общественных норм и традиций (не менее 50%). − Доля охвата цифровыми образовательными ресурсами в процессе образования и воспитания дошкольников соответствует социальному заказу общества (не менее 50%). − Доля модернизированной современной комфортной развивающей предметно – пространственной среды (не менее 70%). В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива: − Доля педагогов, участвующих в реализации инновационной деятельности, работающих в экспериментальном режиме: − работа в экспериментальных, базовых площадках (с 40% до 60%); − не менее 50 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственной практики на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных 8 конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). В расширении партнерских отношений: − Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг (с 89% до 90%). − Доля участников образовательных отношений, удовлетворённых информационной открытостью, безопасностью, доступностью, комфортностью образовательной среды МАДОУ, компетентностью педагогов (до 99% от общего числа опрошенных) 1.14 Сроки и этапы реализации Программы развития Программа реализуется в период 2022 - 2025гг. 1 этап – январь - февраль 2022г. Диагностико-прогностический – анализ работы за предыдущий период (swot-анализ, МКДО), завершающийся проблемным полем, как результатом деятельности МАДОУ детский сад № 53. Определение цели и задач развития организации на следующий период. 2 этап – март 2022 – сентябрь 2025г. Организационно-деятельный – реализация цели и задач Программы развития по определившимся направлениям (модулям). 3 этап – октябрь – декабрь 2025г. Итогово-результативный – оценка эффективности работы МАДОУ в период реализации Программы развития с целью разработки вектора развития МАДОУ детский сад № 53 на последующие периоды. 1.15 Организация контроля реализации Программы развития и информационной открытости Контроль осуществляется на каждом этапе реализации Программы развития, предусмотрено постоянное коллегиальное обсуждение результатов и информационное сопровождении реализации Программы развития, в том числе с использованием ресурса сайта дошкольного учреждения. Результаты контроля представляются путем размещения публичного отчета на сайте дошкольного учреждения - http://53.tvoysadik.ru. 9 2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МАДОУ Название МАДОУ (по Уставу) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 Тип Дошкольная образовательная организация Организационно-правовая форма Автономное учреждение Год основания МАДОУ было создано 28.08.2013 года на основании Распоряжения Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 28.08.2013 года № 1487/46/36. Местонахождение Свердловская область гор. Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева,10а Заведующий МАДОУ Гусева Наталья Ивановна Телефон (343)223-21-11 Адрес сайта http://53.tvoysadik.ru Электронный адрес mdou53eduekb.ru Режим работы 5 дней в неделю (пн.-пт.), с 7.30 ч до 18.00 ч. Комплектование групп, численность воспитанников 12 групп общеразвивающей направленности, 382 воспитанников Организационно-правовое обеспечение деятельности МАДОУ Документы Реквизиты документов Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 53 Утвержден распоряжением Управления образованияАдминистрации города Екатеринбурга № 241/46/36 от 11 февраля 2019 года Перечень лицензий на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов Лицензия на осуществление образовательной деятельности Выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области № 17829 от 27 августа 2015 года Серия 66ЛО1 № 0004286 Приложение №1 к лицензии 66ЛО1 № 0004286 на осуществление образовательной деятельности от 27 августа 2015 года № 17829 Выдано Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Серия 66ПО1 №0010455 Юридический и фактический адрес: 620149, ул. Начдива Онуфриева,10а Отдельно стоящее здание, назначение: нежилое. Общая площадь – 2009,2 кв.м. Этажность – 2. 10 3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДОУ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ 3.1. Краткие итоги реализации Программы развития 2017-2022 гг. Стратегическая цель Программы развития: формирование развивающей и развивающейся образовательной среды, обеспечивающей рост творческого потенциала, раскрытие способностей и становление социально-значимых качеств всех субъектов образовательного процесса. Программа развития МАДОУ детского сада № 53 на 2017- 2022 год выполнена в полном объеме. С целью повышения качества образования реализация научно-практической деятельности проводилась в рамках работы инновационных экспериментальных площадок: - экспериментальная площадка, ФГБОУ ВО «УрГПУ», проект направлен на Комплексное развитие у детей творческой компетентности в совместной деятельности со взрослыми (Свидетельство о присвоении статуса № 17/16 от 16.02.2021 по 31.12.2023г). - экспериментальная площадка ФГБОУ ВО «УрГПУ», по направлению социальнонравственного развития детей дошкольного возраста по теме «Научно-методическое сопровождение педагогов дошкольного образования в процессе позитивной социализации детей дошкольного возраста по программе «широка страна моя родная»» (Свидетельство о присвоении статуса № 75 от 10.02.2021 по 31.12.2023). - экспериментальная площадка ООО «Мобильное Электронное Образование», по теме «Формирование экологических представлений о природе родного края средствами цифровой образовательной среды» Свидетельство о присвоении статуса № 64 от 25.04.2022). Реализованные цель и задачи Программы развития создали условия и потенциальные возможности для дальнейшего эффективного развития коллектива − обновлена инфраструктура и организация образовательного процесса МАДОУ детский сад № 53 в соответствии требованиям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию воспитательно-образовательного процесса − создана команда единомышленников, совместная работа всех сотрудников ДОО (администрация, воспитатели, специалисты, вспомогательный персонал) по выработке целей, планов; достижение конструктивного сотрудничества. В течение 2017-2021 гг. коллектив и воспитанники МАДОУ принимали активное участие и становились призерами в мероприятиях различного уровня. Руководитель, педагоги и воспитанники были неоднократно отмечены благодарственными письмами Управления образования Администрации города Екатеринбурга за активность и системность в работе с одаренными детьми. За период 2017-2020 Дошкольного учреждения дошкольное учреждение по результатам Мониторинга системы образования Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" занимает 254 место в РФ, 17 место в городе Екатеринбурге и 1 место в Ленинском районе. По результатам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг» составляет 98 баллов. Средневзвешенная сумма по всем критериям: − открытость и доступность информации об организации – 97,9 баллов − комфортность условий предоставления услуг – 99,5 баллов − доступность услуг для инвалидов – 78,2 балла − доброжелательность, вежливость работников организации – 100 баллов − удовлетворенность условиями оказания услуг – 100 баллов. 11 Рейтинг ДОУ по результатам независимой оценки качества образования за 2019 год открытость и доступность информации об организации 100 97,9 комфортность условий предоставления услуг 99,5 100 доступность услуг для инвалидов доброжелательность, вежливость работников организации 78,2 удовлетворенность условиями оказания услуг 3.2. Характеристика текущего состояния МАДОУ и анализ. В МАДОУ детский сад № 53 функционирует 12 групп, в которых в соответствии с муниципальным заданием, получают образование 430 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. Дизайн и материально-техническая база организации помещений целесообразны, динамичны и направлены на развитие личности ребенка, удовлетворение образовательных потребностей микросоциума. По состоянию на 01.09.2021 года педагогический состав МАДОУ детский сад № 53 укомплектован на 100 %. На 25 штатных единиц, в МАДОУ детский сад работает 22 педагога. Укомплектованность кадрами составляет 100%. Воспитатели - 16 Музыкальный руководитель -2 Учитель-логопед – 2 Инструктор по физической культуре – 1 Педагог-психолог-1 Численность педагогических работников в возрасте до 30 лет составляет 17%. Квалификация сотрудников администрации МАДОУ детский сад № 53 соответствует требованиям законодательства: руководитель и его заместители имеют высшее образование по профилю деятельности. Педагогический коллектив МАДОУ детский сад № 53 принимает участие в творческих городских, областных и всероссийских конкурсах. Общее количество педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения педагогов МАДОУ детский сад № 53 Педагогический Муниципального автономного состав по штату дошкольного образовательного учреждения детский сад № 53 12 100%. 22 Воспитатели - 16 Музыкальный руководитель -2 Учитель-логопед – 2 Инструктор по физической культуре – 1 Педагог-психолог1 Квалификационный ценз педагогов Высшая квалификационная категория: 33% 7 педагогов Первая квалификационная категория: 8 педагогов 38% Нет категории: 5 педагогов 29% Образовательный ценз педагогов Высшее педагогическое 12 педагогов 57% Высшее профессиональное 2 педагога 10% Среднее педагогическое 5 педагогов 23% Среднее профессиональное 2 педагога 10% Возрастной ценз педагогов моложе 20 лет 1 педагог 5% 21-25 3 педагога 14% 25-29 2 педагог 10% 30-49 15 педагогов 71% 50-54 - - 55-59 1 педагог 5% - - Педагогический стаж до 1 года 1 педагог 5% Стаж от 1 до 5 лет 3 педагога 20% 60 лет и старше Педагогический стаж Стаж от 5 до 10 лет 4 педагога 10% Стаж от 10 до 15 2 педагога 10% Стаж от 15 до 20 7 педагогов 30% Стаж от 20 до 25 2 педагог 10 % Стаж свыше 25 1 педагога 5% Курсы повышения квалификации за 3 года МАДОУ № 53 22 педагога 100% Владение ИКТ компетентностями МАДОУ № 53 17 педагогов Выход в Интернет Сайт МАДОУ МАДОУ детский сад № 53 https://53.tvoysadik.ru/ E-mail: mdou53@eduekb.ru 13 87 % Педагоги участвуют в заседаниях Педагогического совета МАДОУ по актуальным для учреждения проблемам, принимают участие в работе творческих групп, методических объединений, в работе различных объединений на уровне организации, на городском уровне. Опыт педагогов транслируется в ходе работы стажерской площадки ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" на конкурсах профессионального мастерства и в участии научно-практических конференциях, в рамках разработки и реализации педагогических и социально-культурных проектов. В последние годы ряд педагогов повысили свою квалификацию в рамках прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. В МАДОУ более 50% педагогов, работают в инновационном режиме, стремящихся к обобщению и транслированию своего опыта, готовых к повышению квалификационной категории. Реализация инновационных площадок это уже неотъемлемая задача каждого педагога с точки зрения профессионального стандарта, коллектив МАДОУ принимает участие по внедрению программ: МАДОУ реализует Основную общеобразовательную программу - программу дошкольного образования, на основе учебно-методического комплекта примерной основной образовательной инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы". С 2016 года в МАДОУ детский сад № 53 реализуется проект «Детская Академия Изобретательства», в рамках Федеральной экспериментальной площадки, инициатором проекта является Департамент образования и УрГПУ. Проект направлен на Комплексное развитие у детей творческой компетентности в совместной деятельности со взрослыми (Свидетельство о присвоении статуса от 16.02.2021 по 31.12.2023г.) С сентября 2020 дошкольному учреждению присвоен статус Опорного детского сада ФГБОУ ВО «УрГПУ», по реализации АС-технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В 2020-2021, педагогический коллектив МАДОУ детский сад № 53 был включен в экспериментальную площадку ФГБОУ ВО «УрГПУ», по направлению социально-нравственного развития детей дошкольного возраста по программе «Широка страна моя Родная» (Свидетельство о присвоении статуса с 10.02.2021 по 31. 12.2023 года). Ежегодно на базе дошкольного учреждения в рамках социального партнерства, проводится производственная практика студентов ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», целью которой является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также необходимых умений и опыта практической деятельности по специальности. Результатами реализации данных программ можно считать успешное представление МАДОУ на профессиональных конкурсах областного и городского уровня. Значимые достижения педагогических работников за 2021 год − Диплом за III место в Городской интеллектуальной игре «Эколенок-2020». − Диплом победителя номинации регионального чемпионата BabySkills-2021, среди дошкольных образовательных организаций Свердловской области по компетенции "Инженер - строитель". − Диплом за III место в городском конкурсе "Юный географ", 02.04.2021 − Диплом за I место в VII Городского дистанционном фестивале "Люблю Урал- мой край родной". − Лауреаты Федерального Конкурса образовательных траекторий "Экспериментальных площадок УрГПУ», представили опыт работы на научно-практической конференции УрГПУ «Детство, открытое миру» -2021. − Организаторы и ведущие III региональной научно-практической конференции «Дошкольное образование: стратегия развития в современных условиях», проводимой институтом развития образования Свердловской области, в рамках работы секции «Дошкольная образовательная организация и семья – единое воспитательное пространство». С 2020 года в рамках партнерского сетевого взаимодействие с центром непрерывного 14 повышения профессионального мастерства педагогических работников "Учитель бедующего», в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», позволило педагогическому коллективу принять активное участие в Методической программе SMART-педагог. Дополнительные образовательные программы (в соответствии с запросами родителей (законных представителей). Основной запрос по реализации дополнительных программ удовлетворен через организации спортивно-оздоровительного направления: футбол, художественная гимнастика. Контингент родителей МАДОУ характеризуется средним уровнем жизни и доходов, социального и образовательного статуса. Сферы деятельности родителей: бюджетные организации, служащие, рабочие. Для большинства семей характерны высокие требования к образованию своего ребенка. Информационная открытость МАДОУ дает родителям (законным представителям) возможность знакомиться с деятельностью дошкольной образовательной организации, которая освещается в средствах массовой информации, на официальных сайтах, днях открытых дверей. Проводится анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. На сегодняшний день педагогам выдвигается новое требование, об обеспечении непрерывного образования детей по средствам ИКТ. В период нахождения ребенка дома по причинам болезни, отпуска или по состоянию здоровья детям также необходимо создать траекторию роста. В связи с поставленной задачей перед МАДОУ необходимо создать условия для образования и самообразования, ввести формы работы по ИКТ компетентности педагогов. Уровень освоения педагогами ИКТ компетентности: − 90% владеют ИКТ, но в форме «обывателей» напечатать документ, создать презентацию, пользоваться магнитофоном; − 30% педагогов имеющих статус «продвинуты» умеют пользоваться компьютером и техникой в свободной форме, работают на интерактивной доске; − 15% педагогов имеют статус «ас» работают на всех видах технических устройств, создают интерактивные дидактические материалы и готовы к более сложным задачам по освоению информационных программ. 15 3.3. SWOT – анализ потенциала развития МАДОУ. SWOT-анализ внутреннего потенциала образовательного учреждения Положительное влияние Отрицательное влияние Качество реализации образовательного процесса Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) − Реализация работы инновационных экспериментальных площадок по апробации образовательных программ, методик и технологий. − Коллектив МАДОУ показывает высокие результаты на профессиональных конкурсах, что говорит о высокой профессиональной компетентности у ряда педагогов. − Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг − Укомплектованность педагогического состава высококвалифицированными специалистами: педагог-психолог, учительлогопед, музыкальные руководители, воспитатели с уровнем образования магистр дошкольного образования. − взаимодействие с УрГПУ и другими организациями − положительная репутация МАДОУ в социуме, яркий и позитивный имидж, наличие профессиональных наград − Наблюдается снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов в целом и профессиональных достижений в частности; низкая стрессоустойчивость работников и высокий уровень тревожности. − Необходимость самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе. − Дефицит компетенций педагогов к внедрению в образовательный процесс цифровых образовательных технологий, технологий раннего обучения и воспитания − недостаточно активная позиция родителей в воспитательнообразовательном процессе, направленном на совместную деятельность, связанная с дефицитом времени − Необходимость в комплексном взаимодействии МАДОУ и семей воспитанников в вопросах воспитания детей, согласованности в работе педагогов, специалистов и родителей (законных представителей). Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats) − Прослеживается устойчивая положительная динамика достижения планируемых образовательных результатов. − Внедрение системы «Мобильное Электронное Образование» для использования современных образовательных технологий: электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения и взаимосвязанных − Прагматизм образовательных запросов родителей, который ограничивает результаты дошкольного образования, снижает уровень его пластичности. − Снижение педагогической мобильность в условиях быстрой модернизации образования. − В 2022 г. - выпуск 4 групп (30%), новое комплектование 4 групп, из 16 сетевых образовательных ресурсов для организации современного образовательного процесса. − Обновление программного содержания на основе технологий инновационной программы дошкольного образования Н.Е.Веракса. них две группы раннего возраста, что осложняет период адаптации воспитанников, не известен контингент родителей (законных представителей), социальный статус семей и их запрос в образовательных потребностях. − Не готовность педагогических кадров работать с детьми раннего возраста. − профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования SWOT-анализ внутренней среды (РППС МАДОУ, материально-технических ресурсов) Предметно-развивающая среда, материально-технические ресурсы Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) − Развитие РППС на основе комплексом − Недостаточное пополнение пособиями интерактивных развивающих игр-занятий для внедряемых современных «Интерактивная страна», образовательных методик и технологий. − «Волшебная поляна», стартовым − Необходимость обновления МАДОУ набором конструкторов «От Фрёбеля до учебно-методическими пособиями, Робота: Растим будущих инженеров», игрушками и атрибутами к играм, Lego Education, технологии развивающих наглядными пособиями к инновационной игр Воскобовича. программе дошкольного образования Н.Е.Веракса − Создание комплекса платных услуг для дополнительного финансирования − Необходимость внедрения цифровых образовательной среды образовательных технологий и оборудование рабочих мест воспитателей − Стабильное функционирование сайта (ноутбук/ПК, доступ к сети «Интернет» и образовательной организации цифровым образовательным ресурсам). Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats) − Развитие материально-технической базы − Уменьшение доли внебюджетных за счет с внебюджетных средств: поступлений в общем объеме оборудования для создания финансирования дошкольного цифровой образовательной среды, учреждения из-за пандемии, реализации программ социально экономического кризиса нравственного направления воспитания. 17 Кадровый потенциал МАДОУ Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) − Средний возраст педагогического состава − Дефицит готовности, владения и 35 лет. использования цифровых средств и технологий в образовательной − Средний педагогический стаж - 10 лет. деятельности. − Укомплектованность ПР - 100 % − Слабая мотивация педагогов к работе в − Аттестация – ВКК - 7 чел., 1 КК - 8 чел. инновационном режиме: к овладению и − Организация и участие в НПК и внедрению современных цифровых представление опыта на мероприятиях образовательных технологий. различного уровня. − Стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы 3.4. SWOT - анализ условий реализации Программы развития МАДОУ Факторы внутренней среды Сильная сторона Слабая сторона − Управление построено на основе системного подхода. − Организовано методическое сопровождение для педагогических работников и родителей (законных представителей). − Организована реализация платных образовательных услуг. − Наличие современного оборудования в развивающей предметно- пространственной среде МАДОУ. − Наличие технической оснащенности для использования ИКТ-технологий. − Требуется доработка и реализация рабочей программы воспитания − Слабая мотивация педагогов в использовании современных цифровых технологий. − Низкая мотивация родителей к участию в образовательной деятельности детей. низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе − Недостаточное материальнотехническое обеспечение для внедрения и реализации современных технологий: − Цифровых и ИКТ-технологий. Факторы внешней среды Риски Возможности и меры по снижению риска − Рост числа конкурентоспособных ДОО − Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями − Образование нового микрорайона и образования и науки с целью внедрения открытие новых дошкольных современных образовательных учреждений, как следствие отток технологий. контингента воспитанников. − Новизна технологий и / или увеличение − Развитие платных образовательных услуг, проведение работы по затрат (временных, финансовых) на привлечению дополнительных освоение технологий, в силу чего источников финансирования. возможно временное снижение эффективности работы. − Проведение регулярной модификации услуг в соответствии с запросами − Ошибки в выборе необходимого для 18 окружающего социума направления потребителей. работы, видов оказываемых услуг. − Внесение альтернативных изменений в программу развития и обновление. − Привлечение новых социальны партнеров. − Привлечение педагогов и родительской общественности к участию в проектной деятельности и конкурсных мероприятиях. 3.5. Вывод Проведенный анализ состояния МАДОУ показал, что в настоящее время, дошкольное образовательное учреждение в целом успешно реализует цели и задачи образовательной деятельности, располагает определенными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного образования. Результаты образовательного процесса отражают компетентность системы управления МАДОУ детский сад № 53, профессионализм педагогического коллектива, достаточный уровень ресурсной оснащенности востребованы родителями и широким социумом. При проведении анализа были выявлены и точки роста. Для осуществления работы МАДОУ в режиме развития, необходимо: 1. Необходимость приобщать к культурному наследию, формирование установок, влияющих на социальное развитие ребенка: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части этого сообщества на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения. 2. Необходимость реализации сотрудничества социального партнерства с учреждениями образования и науки, и потенциала коллектива МАДОУ в обновлении содержания и организации работы с детьми; 3. Необходимость создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность образования для всех участников образовательных отношений. 4. Необходимость, создания условия стремления к личностному и профессиональному росту педагогических кадров повышения их профессиональной компетентности и механизмов их проектирования в применении современных образовательных; Необходимость привлечения родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ к участию в образовательных программах, реализации инновационных проектов с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и образования. 19 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Преобразования педагогической системы МАДОУ детский сад № 53, ориентированной на формирование профессионально-развивающей и развивающейся среды в ДОУ, как механизма проектирования единых подходов к организации условий направленных на достижения качества образования МАДОУ детский сад № 53 и обеспечивающей рост творческого потенциала, раскрытие способностей и становление социально-значимых качеств всех субъектов образовательных отношений, возможны если: − будет обосновано и апробировано новое содержание образования, комплексно включающее деятельность субъектов образовательного процесса в художественноэстетическом, познавательном, физическом, социально- коммуникативном и речевом направлениях развития дошкольников; − будут разработаны новые образовательные проекты, учитывающие специфику содержания дошкольного образования; − будут выявлены и реализованы пути и формы формирования развивающей и развивающейся среды МАДОУ детский сад № 53, обеспечивающих развитие и рост творческого потенциала, раскрытие способностей и становление социально-значимых качеств всех субъектов образовательных отношений; − будут задействованы все субъекты образовательного процесса, а также будут привлекаться воспитательные ресурсы образовательного пространства микрорайона, района, города через сплочение, объединение, укрепление связей между социокультурными учреждениями; − будут проводиться регулярный мониторинг и анализ, коррекция Программы развития педагогической системы МАДОУ детский сад № 53. − Программа развития призвана обеспечить германизацию и индивидуализацию образовательного процесса на основе: − учета потребностей воспитанников МАДОУ детский сад № 53, их родителей; − отбора содержания и его реализации в соответствии с возможностями и потребностями детей; − использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий с акцентом на развитие творчества детей и взрослых; − взаимодействия МАДОУ детский сад № 53 с социальными партнерами и целенаправленной организации сотрудничества педагогического коллектива МАДОУ детский сад № 53 и семьи. Анализ нормативных, научных, методических и других материалов по актуальным аспектам дошкольного образования и выделенным тенденциям деятельности МАДОУ детский сад № 53 позволил сформулировать ключевую идею Программы развития. Концептуальная идея Программы развития МАДОУ детский сад № 53 заключается в том, что стратегическая задача образования периода дошкольного возраста состоит в введении ребенка в мир человеческой культуры, содействии ему в овладении такими духовными механизмами, которые «еще пребывают в процессе сборки». В связи с этим для обеспечения личностного роста ребенка необходима такая образовательная среда, в которой культивируется творчество дошкольников, создается поле для раскрытия их задатков и формирования способностей, обеспечивается становление социально-значимых качеств детей. Образовательная среда, будучи социальной по своей сути, динамична в своем развитии и оказывает существенное влияние на развитие детей и взрослых. Ценность Программы развития МАДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, развитие профессиональной компетенции педагогов, внедрение современных педагогических технологий, в том числе цифровых. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды МАДОУ № 53 станет основой для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, возможностями и образовательными потребностями 20 Исходя из выше изложенного, определена цель дальнейшего развития МАДОУ и поставлены задачи на 2022-2025 годы. Исходя из выше изложенного, определена цель дальнейшего развития МАДОУ и поставлены задачи на 2022-2025годы. Совершенствование профессионально-развивающей и развивающейся среды в ДОУ, как механизма проектирования единых подходов к организации условий, направленных на достижения качества образования. 1. Создать условий для воспитания и социализации воспитанников в соответствии с программой воспитания. 2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через внедрение модели электронного сетевого проектирования, в том числе дистанционных образовательных ресурсов 3. Обеспечить сочетание инновационной, практической, профессиональноориентирующей и научной направленности в системе организации развивающей и развивающейся среды в ДОУ, как основы для повышения качества дошкольного образования. 4. Привлечь родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МАДОУ. Цель и задачи реализации Программы задают новое качество образовательных результатов воспитанников МАДОУ и деятельности педагогических работников, обоснованы образовательными потребностями социального окружения и возможностями образовательной организации. Ценность Программы развития МАДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, развитие профессиональной компетенции педагогов, внедрение современных педагогических технологий, в том числе цифровых. Предполагается сохранение уже достигнутого уровня качества образования, его повышение и совершенствование за счет использования эффективных педагогических технологий: деятельностного подхода, образовательных проектов, ИКТ. Развитие профессионально-развивающей и развивающейся среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества ДОО с учреждениями города. 21 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Стратегия развития учреждения рассчитана на период с 2022 года до 2025 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений (проектов), ориентированных на развитие дошкольного учреждения. Основные направления (проекты) деятельности МАДОУ в период реализации Программы развития: Проект 1. Патриотическое воспитание как отражение интересов ребенка, семьи, педагога и государства. − Совершенствование государственно-общественного управления в ДОУ (оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в ДОУ в интересах ребенка, семьи, педагога и государства). − Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий для самоопределения, социализации и личностного развития детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, педагога и государства. Проект 2. Педагогические кадры. − Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через внедрение модели электронного сетевого проектирования, в том числе дистанционных образовательных ресурсов SMART-технологий. − Обеспечить постоянный рост профессиональной компетентности педагогов ОО через стимулирование педагогов к повышению качества работы, соответствие требованиям Профстандарта. Проект 3. Сетевое взаимодействие: инновационная деятельность. − Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества в воспитании подрастающего поколения. − Активное взаимодействие МАДОУ детский сад № 53 с социумом и образовательным пространством муниципалитета и региона для оптимизации образовательных условий. Проект 4. Родители в образовательном пространстве ДО − Создать эффективную модель взаимодействия с родителями, обеспечить повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность, в управление качеством образования (общественногосударственные формы управления) в рамках федерального национального проекта «Образования» «Поддержка семей, имеющих детей». − Создать условия для всесторонней психолого-педагогической помощи семьям, обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в образовательной среде ДОУ 22 5.1. Основные этапы реализации Программы развития. Название этапа, сроки Цели Анализ деятельности образовательного учреждения. Выявление приоритетов, подходов к I этап: решению проблем, январь - февраль 2022г.Диагностико- заявленных Программой прогностический. развития; обучение педагогических кадров и родителей, членов Педагогического коллектива актуальным формам в сфере образования. Способ достижение цели − Анализ результативности работы МАДОУ по основным направлениям развития: мониторинг организационно – педагогических условий, созданных в МАДОУ в соответствии с ФГОС ДО, анализ результатов Мониторинга качества дошкольного образования, проведение swotанализа. Разработка Программы развития. − Проведение Педагогического совета с целью определения проблем, целей, принципов и содержания деятельности для формирования концептуальных путей развития МАДОУ. Утверждение документа на Педагогическом совете. II этап март 2022г. – сентябрь 2025 г. Организационнодеятельный Реализация целей и задач − Создание рабочих групп по внедрению и по совершенствованию реализации цифровых технологий в профессиональнообразовательной содержания и технологий развивающей и воспитательное деятельности. развивающейся среды, − Обновление организации, - образовательного обеспечивающей процесса в целях создания оптимальных рефлексию и повышение условий для развития личностного детей субъектной позиции всех дошкольного возраста. участников − Оптимизация системы профессионального и образовательных личностного роста педагогических работников отношений. как необходимое условие современных образовательных отношений. − Организация деятельности педагогов МАДОУ по профессиональному саморазвитию с учетом требований профессионального стандарта «Педагог». III этап: октябрь -декабрь 2025 г. Итогово результативный Мониторинг эффективности реализации Программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы. − Подготовка материалов по изучению результатов реализации Программы развития МАДОУ, оценка итоговых критериев реализации Программы развития. − Анализ деятельности педагогического коллектива МАДОУ, участия педагогов в методических мероприятиях различного уровня. − Подведение итогов реализации Программы развития. Подготовка аналитической справки. − Определение направления развития учреждения на основании анализа реализации «Программы развития МАДОУ 2022-2025 г.г.». − Создание рабочей группы по разработке Программы развития на следующий период. − Мониторинг эффективности реализации программы, анализ качественных и количественных изменений, произошедших в МАДОУ, трансляция передового опыта работы. 23 5.2 План действий по реализации Программы развития План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы МАДОУ. Проект 1. Патриотическое воспитание как отражение интересов ребенка, семьи, педагога и государства Подзадачи Планируемый результат Мероприятие Бюджет Сроки Задача 1. Совершенствование государственно-общественного управления в ДОУ (оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в ДОУ в интересах ребенка, семьи, педагога и государства). 1.1. Реализация программы Созданы условия для воспитания в соответствии с личностного развития детей запросами семей воспитанников, дошкольного возраста. актуального состояния . воспитательно-образовательного процесса − Внесение изменений в рабочие программы каждой возрастной группы на основе Рабочей программы воспитания. − Разработка и обновление системы планирования (перспективного, календарного) в соответствии с реализуемой программой. − Реализация Календаря воспитательных событий с привлечением родителей (законных представителей) − Разработка и обновление локальных нормативных актов в соответствии с требованиями действующего законодательства об образовании Бюджет, внебюджет 2022-2025 1.2.Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активно жизненной позиции. − Анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства. − Совершенствование развивающей предметнопространственной среды с учётом поддержки детей с уровнем интереса: − оборудование групповых помещений и кабинетов специалистов развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности; − Пополнение программнометодического, дидактического и диагностического сопровождения программы воспитания с учетом комплексной инновационной программой дошкольного образования Бюджет, внебюджет 2022-2025 Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств. 24 1.3. Поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий. Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека − Организация и проведение семинаров, мастерклассов, конкурсных мероприятий для педагогов ДОО с трансляцией опыта по приобщению воспитанников к культурному наследию, − Формирования у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества Бюджет, внебюджет 2022-2025 Задача 2: Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий для самоопределения, социализации и личностного развития детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, педагога и государства. способностей детей дошкольного возраста 2.1 Сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в МАДОУ детский сад № 53. ООП ДО, эффективные дидактические методы и образовательные технологии в соответствии с новым содержанием учебновоспитательного процесса (программы, перспективные планы, методические разработки и т.д.). Материалы ежегодной психолого-педагогической (дидактической) диагностики реализации программ. Новое содержание организации образовательного процесса. Банк эффективных методов, технологий и форм организации образовательного процесса. − Обновление Образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, запросами семей воспитанников, актуального состояния образовательного процесса. − Систематизация развивающих и социо-игровых технологий в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. − Создание образовательного (предметноразвивающего) игрового пространства, обеспечивающего творческое развитие всех видов детской деятельности. − Разработка и реализация индивидуальных программ поддержки детям с ОВЗ, детям с высоким уровнем интереса и самореализации в разных видах деятельности. − Разработка системы взаимодействия всех участников образовательных отношений по направлениям развития воспитанников. − Сохранение здоровья дошкольников за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 25 Бюджет, внебюджет 2022-2025 2.2. Обновление программнометодического обеспечения образовательного процесса МАДОУ детский сад № 53. 2.4. Расширение возможностей дополнительного образования и совместной творческой деятельности педагога с детьми в условиях МАДОУ детский сад № 53. Методический портфель, включающий нормативноправовые документы, программы и методически рекомендации для ведения образовательной деятельности в соответствии с актуальными требованиями общества и государства Материалы внедрения обновленной основной образовательной программы дошкольного образования − Изучение и анализ существующей и обновляющейся нормативно-правовой базы образовательной деятельности МАДОУ детский сад № 53 (информационно-аналитическая деятельность руководства, педагогов и привлеченных специалистов). − Обновление основной образовательной программы дошкольного образования с целью достижения уровня требования к условиям ее реализации в соответствии с ФГОС ДО (проектная и организационная деятельность педагогического коллектива). − Расширение использования в образовательной деятельности МАДОУ детский сад № 53 информационнокоммуникативных технологий (проектная и организационная деятельность руководства; закупка и установка дополнительного оборудования, программного обеспечения). − Создание единого электронного банка данных по организации образовательного процесса (проектная и организационная деятельность педагогического коллектива). − Систематическое обновление сайта МАДОУ детский сад № 53 в соответствии с изменяющимися требованиями (информационно-аналитическая и организационная деятельность руководства и педагогов). Бюджет, внебюджет 2022-2025 Описание системы дополнительного образования и совместной деятельности педагога с детьми. Материалы реализации эффективных форм и направлений дополнительного образования и внеурочной − Анализ существующей в МАДОУ детский сад № 53 системы дополнительного образования и совместной деятельности педагога с детьми в целях выявления резервов ее оптимизации (аналитическая и проектная деятельность педагогического коллектива). − Расширение форм и направлений дополнительного образования и совместной творческой деятельности педагога с детьми МАДОУ детский сад № 53 в соответствии с потребностями воспитанников разных возрастов (аналитическая и проектная деятельность Бюджет, внебюджет 2022-2025 26 деятельности. педагогического коллектива). − Обновление программы здоровьесбережения, в том числе расширение спектра предоставляемых дополнительных оздоровительных и образовательных услуг (проектная и организационная деятельность педагогического коллектива). 27 Сроки Проект 2. Педагогические кадры Подзадачи Планируемый результат Мероприятие Бюджет Задача 1.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через внедрение модели электронного сетевого проектирования, в том числе дистанционных образовательных ресурсов SMART-ТЕХНОЛОГИЙ 1.1 Обновление системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров в целях оптимальной реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Использование SMARTтехнологий способствует повышению качества образования, эффективности взаимодействия педагогов со всеми участниками образовательных отношений на всех этапах образовательного процесса. − Анализ и определение резервов сложившейся системы повышения квалификации, определение перспективных потребностей и потенциальных возможностей в повышении квалификации педагогов (информационно-аналитическая деятельность руководства, педагогов). − Выявление организаций повышения квалификации педагогов и практикующихся в них современных форм обучения взрослых, использование выявленных возможностей (информационноаналитическая деятельность руководства и педагогов, расходы на внебюджетные курсы повышения квалификации и командировочные расходы). − Обновление внутриучрежденческой системы повышения квалификации педагогов в условиях реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (проектная деятельность руководства, и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов МАДОУ детский сад № 53). − Создание условий формирования индивидуальных траекторий профессионального, карьерного и личностного роста педагогов (организационная деятельность руководства, 28 Бюджет, внебюджет 2022-2025 практическая деятельность педагогов, использование 1.2 Освоение педагогами современного электронного сетевого проектирования и SMART-технологии в сфере образования, содержания, форм, методов и организации образовательного процесса. Электронное сетевое проектирование и SMARTтехнологии в обучении широко применяются − Изучение педагогами SMART-технологий в разрезе современного законодательства в сфере образования. − Организация работы методических объединений и творческих групп; повышение практического и теоретического уровня педагогов в использовании электронного сетевого проектирования и дистанционных образовательных ресурсов SMARTТЕХНОЛОГИЙ к образовательному процессу в МАДОУ детский сад № 53 (информационноаналитическая и организационная деятельность педагогов и руководства). Бюджет, внебюджет 2022-2025 Задача 2. Обеспечить постоянный рост профессиональной компетентности педагогов ОО через стимулирование педагогов к повышению качества работы, соответствие требованиям Профстандарта 2.1.Создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по результатам образовательного процесса. Методические материалы по системе современной оценки и самооценки качества деятельности педагогических работников в условиях реализации инноваций. Электронное Портфолио педагогов. Повышение престижа профессии педагога. Внедрение профессионального стандарта «Педагог». − Анализ эффективности, существующей в Бюджет, МАДОУ детский сад № 53 системы оценки качества внебюджет деятельности педагогов (информационно-аналитическая деятельность педагогов, сотрудников психологопедагогической службы и руководства). − Определение современных критериев оценки и самооценки деятельности педагогов, разработка индивидуальных перспективных планов (адаптация существующих) диагностических материалов (проектная деятельность педагогов, сотрудников психологопедагогической службы, руководства). − Создание современной системы мотивации педагогов МАДОУ детский сад № 53 на участие в инновационной деятельности (аналитическая, проектная и организационная работа руководства). Ориентация 29 2022-2025 педагогов на успех − Создание виртуального методического кабинета как сетевой базы данных для педагогов МАДОУ детский сад № 53. 2.2 Создание условий для инновационной деятельности педагогов. Сохранение и развитие кадрового потенциала МАДОУ, повышение социальной и инновационной активности педагогов, формирование высокопрофессионально го коллектива, способного работать в современных условиях. Повышение имиджа МАДОУ. − Создание авторских инновационных продуктов Бюджет, (сборников игр, методических пособий) для внебюджет дошкольников, педагогов и родителей в целях применения в образовательной деятельности в МАДОУ детский сад № 53и семье. − Обеспечение методического сопровождения образовательного процессов в рамках осуществления проектной деятельности педагогов. − транслирование опыта работы через участие в конкурсах профессионального мастерства, в научнопрактических конференциях, публикацию в СМИ, проектную деятельность. 30 2022-2025 Сроки Проект 3. Сетевое взаимодействие: инновационная деятельность Подзадачи Планируемый результат Мероприятие Бюджет Задача 1. Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества в воспитании подрастающего поколения. 1.1.Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам воспитания Развитая сеть социально − Установление контактов с организациями и образовательных проектов как учреждениями. способа обмена информацией, − Заключение договоров о сотрудничестве по вопросам кооперирования ресурсов по сетевого взаимодействия МАДОУ детский сад № 53 с вопросам социальноразличными образовательными организациями для нравственного развития детей развития мобильности в сфере образования, дошкольного возраста с совершенствования информационного обмена использованием системы (информационно-аналитическая, проектировочная, «Мобильное Электронное организационная деятельность руководства). Образование» 2022-2025 − Разработка программ и проектов сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. 1.2. Обеспечить сочетание инновационной, практической, профессиональноориентирующей и научной направленности в системе организации развивающей и развивающейся среды в − Распространение эффективного педагогического Повышение уровня опыта работы МАДОУ детский сад № 53 в области профессионального развития творческих способностей детей дошкольного мастерства педагогов в возраста (информационно-аналитическая овладении современными деятельность педагогического коллектива и связи с методиками и общественностью). технологиями. − Внедрение и реализация системы «Мобильное Электронное Образование» для использования современных образовательных технологий: электронного обучения, дистанционных 31 2022-2025 образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения и взаимосвязанных сетевых образовательных ресурсов для организации современного образовательного процесса. ДОУ, как основы для повышения качества дошкольного образования. Задача 2. Активное взаимодействие МАДОУ детский сад № 53 с социумом и образовательным пространством муниципалитета и региона для оптимизации образовательных условий. 2.1. Сотрудничество с федеральными, областными, городскими инновационными площадками. Материалы взаимодействия − Реализация механизмов взаимодействия МАДОУ МАДОУ детский сад № 53 с детский сад № 53 и партнеров социума по образовательными обеспечению необходимых условий, реализации учреждениями современных программ и технологий образования и муниципалитета, региона, социализации (информационно-аналитическая, страны и другими партнерами корректирующая деятельность руководства и связи с социума. Материалы общественностью). презентации МАДОУ детский − Презентационная работа МАДОУ детский сад № 53 сад № 53 в методических через сайт, организацию дней открытых дверей, изданиях, в СМИ и др. 2022-2025 участие в мероприятиях педагогического сообщества и общественности, публикаций, интервью в СМИ 2.2. Формирование «открытого образовательного пространства» – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных проектов, реального Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий (изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов) − Проведение совместных семинаров-практикумов, мастер-классов по применению интерактивного, цифрового оборудования, использованию электронных ресурсов российского, регионального цифрового пространства. − Организация постоянно действующего научнопрактического семинара, обеспечивающего профессиональный рост и стимулирующего совершенствование педагогического мастерства сотрудников − Разработка и использование учебно-наглядных пособий и методических рекомендаций собственных образовательных модулей с помощью средств электронного обучения: презентации, интерактивные 32 2022-2025 влияния на процессы развития МАДОУ в целом. игры, онлайн-курсы, тренажеры для организации самостоятельной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых 33 Сроки Проект 4. Родители: взаимодействие, сотрудничество и сопровождение Подзадачи Планируемый результат Мероприятие Бюджет 1. Создать эффективную модель взаимодействия с родителями, обеспечить повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность, в управление качеством образования (общественно-государственные формы управления) в рамках федерального национального проекта «Образования» «Поддержка семей, имеющих детей». 1.1. Разработка и реализация проекта взаимодействия ДОУ и семьи, для родителей (законных представителей) воспитанников с целью осуществления взаимодействия и получения «обратной» связи. Создание положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера. − Привлечь родителей (законных представителей) воспитанников к информированному участию в образовательной деятельности МАДОУ. − Внедрение интерактивных и инновационных форм работы с семьей − Методические материалы по реализации проекта. 1.2. Разработку и реализацию проектов здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности (проектная, организационная деятельность педагогического коллектива) Новое содержание организации о взаимодействия с родителями. − Мониторинг состояния здоровья и физического развития ребенка, составление паспорта здоровья группы, разработка планов индивидуальной работы с учетом состояния ребенка (контрольнодиагностическая, корректирующая деятельность руководства и педагогов). − Создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: семейные праздники, досуги, совместная проектная деятельность. − Пропаганда здорового образа жизни среди взрослого и детского населения 34 2022-2025 2022-2025 2. Создать условия для всесторонней психолого-педагогической помощи семьям, обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в образовательной среде ДОУ 2.1 Разработка методических рекомендаций по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей в Консультационном центре. . 2.2.Расширение услуг психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей в Службе ранней помощи, Центре сопровождения. Программа осуществления социального партнерства семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС ДО − Изучить специфику осуществления социального партнерства семьи и МАДОУ в условиях − современного дошкольного образования. − Создать циклограмму мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей Разработана программа − Разработать и апробировать программу повышения квалификации специалистов, повышения реализующих задачи социального квалификации партнерства МАДОУ и семьи специалистов, − Создание портала для психологореализующих задачи педагогической и консультативной социального помощи родителям в форме дистанта на партнерства МАДОУ и сайте МАДОУ с использованием возможностей федерального портала семьи. информационно-просветительской поддержки родителей 35 2022-2025 2022-2025 6.КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Показатель Методики Сроки проведения Ответственные 1. Критерий создания условий для деятельности Состояние образовательной среды Активность педагогов в инновационной деятельности Удовлетворённость родителей условиями получения детьми дошкольного образования Эмоционально-волевая сфера и работоспособность педагогов Тревожность педагогов Психологическая атмосфера в коллективе Уровень психологического комфорта для детей Анализ предметной среды 1 раз в год Анализ деятельности педагогов, анкетирование 1 раз в год Заместитель заведующего 1 раз в год Заместитель заведующего 1 раз в год Заместитель заведующего 1 раз в год Заместитель заведующего 1 раз в год Заместитель заведующего Опрос, анкетирование Тест Люшера Опросник “Эмоциональное выгорание” Методика изучения психологического климата в коллективе (А. Лутошкин) Опрос родителей идетей об удовлетворенности пребывания в образовательном учреждении Заведующий 1 раз в год Воспитатели 2. Критерии интеграции с семьёй Оценка взаимодействия с родителями Анкетирование. Опрос родителей 1 раз в год Воспитатели Изучение спроса родителей Анкетирование, опрос родителей 1 раз в год Воспитатели Уровень активности родителей в мероприятиях Количество мероприятий с участием 1 раз в год Воспитатели 1 раз в год воспитатели Уровень детскородительских отношений Эффективность использования предметно- Тест “Моя семья”, анкетирование, опрос родителей, опросник “Взаимодействие родителя с ребёнком”, педагогическое наблюдение Наблюдение, анализ 36 1 раз в год Заведующий, Заместитель развивающей среды заведующего 3. Критерий повышения профессионального уровня педагогов Использование в работе педагогов развивающих технологий Наблюдение, анализ непосредственно образовательной деятельности Использование в работе педагогами интерактивных форм и методов воспитания Наблюдение, анализ посещённых мероприятий Участие в мероприятиях по обобщению опыта работы Методические рекомендации, выступления различного уровня на методических мероприятиях, участие в педагогических конкурсах, выставках В течение года Заместитель заведующего В течение года Заместитель заведующего В течение года Заместитель заведующего 4. Критерий совершенствования управляющей системы Эффективность руководства в коллективе Отсутствие жалоб, количество приказов о поощрении и взыскании Психологический климат в коллективе Наблюдение, социометрия, опросы, собеседования Полнота и разветвлённость системы самоуправления Коллегиальность решения проблем развития ДОУ Уровень сотрудничества, сотворчества, самоуправления и соуправления Уровень стимулирования педагогической инициативы Положительная динамика включенности в органы самоуправления родителей Количество предложений, поданных родителями, сотрудниками, общественностью Количество педагогов и специалистов, участвующих в различных видах общественного управления, к их общему числу динамика количества приказов о поощрении и стимулировании 37 1 раз в год Заведующий 1 раз в год Заведующий 1 раз в год Заведующий 1 раз в год Заведующий 1 раз в год Заведующий 1 раз в год Заведующий ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Направление финансирования Сумма финансирования Предмет финансирования 2022 Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательны м программам Создание условий (кадровых, материальнотехнических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития Прохождение курсов повышения квалификации по проблемам ФГОС ДО. Прохождение курсов по ИКТ Приобретение методической литературы Приобретение дидактического материала Приобретение игрового развивающего материала Приобретение технических средств для организации образовательног о процесса Создание цифровой образовательной среды Обновление цифровой образовательно й среды 2023 2024 25 28 30 000, 00 000,00 000,00 50 000,00 150 000,00 250 000,00 50 000,00 150 000,0 250 000,00 Источник финансирован ия Субсидии на иные цели 50 000,00 Субсидии на выполнение муниципально го задания 150 000,0 Субсидии на выполнение Муниципально го задания 250 000,00 Субсидии на выполнение муниципальног о задания внебюджет 100 000,00 100 000,00 100 000,00 100 000,00 100 000,00 100 000,00 38 внебюджет УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ Общее управление реализацией Программы осуществляется заведующим МАДОУ. Управление реализаций Программы предполагается через: - разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведениепедсоветов, совещаний; - координацию деятельности исполнителей в ходе работы координационного советадошкольной образовательной организации; - разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации; - текущий контроль за выполнением программных мероприятий; - проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования; - подведение промежуточных итогов реализации программы на Педагогическом совете МАДОУ, на общем собрании работников. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Ценностными основами реализации программы развития МАДОУ является: - - - Развитие детей в процессе партнерской деятельности детей и взрослых, детей друг с другом; Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе партнерской деятельности со всеми субъектами образовательных отношений; Повышение активности, педагогической компетенции родителей в процессе партнерской деятельности МАДОУ и семьи; Повышение эффективности образовательной деятельности в процессе развития партнерства МАДОУ и социума; Педагогический совет МАДОУ; Совет родителей МАДОУ. 39