Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Ленинского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 620149, г.Екатеринбург, ул.Начдива Онуфриева, д.10а, Тел.:(343) 223-21-22 (11,01,23), факс (343) 223-21-22, е-mail mdou53@eduekb.ru ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета МАДОУ детского сада № 53 протокол № 1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим МАДОУ детский сад №53 ____________ Н.И.Гусевой Приказ № 5 от 01.09.2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Студия «Лего-конструирование» Составитель: Иванова Е.В педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад № 53 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет «Лего-конструирование». – г. Екатеринбург. – 2024г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет «Лего-конструирование» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет «Лего-конструирование» разработана с целью развития познавательных способностей дошкольников на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора LEGO. Содержание Оглавление Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» .............................. 4 1.1 Пояснительная записка ......................................................................................... 4 1.2 Цель и задачи программы..................................................................................... 9 1.3. Учебный план ..................................................................................................... 10 1 .4 Планируемые результаты ................................................................................. 17 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий». ................... 16 2.1 Календарный учебный график .......................................................................... 16 2.2 Условия реализации программы........................................................................ 18 Материально-техническое обеспечение ................................................................. 18 Кадровое обеспечение .............................................................................................. 19 2.3 Формы подведения итогов(аттестации) реализации Программы .................. 20 2.4. Оценочные и методические материалы ........................................................... 21 2.5 Методические материалы ................................................................................... 21 2.6 Список литературы ............................................................................................. 22 Приложение ............................................................................................................... 24 Приложение 1.Диагностическая карта .................................................................... 24 « Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка. Дети всего мира могут общаться на универсальном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои собственные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадется им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и легоконструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения. Играть с лего-конструктором можно с малых лет, в целях безопасности взрослый всегда рядом. По мнению специалистов, уже с двух лет у ребёнка развивается активный интерес к деталям лего-конструктора. Благодаря огромному разнообразию строительных деталей дети максимально активны во время игры. Они полностью включаются в игру, им постоянно хочется новых ощущений. Это достигается с помощью включения яркой выразительной речи взрослого. Для наборов Лего характерны высочайшее качество, эстетичность, необычайная прочность, безопасность. Конструктор Лего – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструирование из лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Легоконструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты для игры. Данная программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, от 3до 5 лет. Но любовь к конструированию, которая закладывается на этих занятиях остаётся с ребёнком на весь последующий возраст. Не зря говорят, что ЛЕГО любят все от 2 до 99 лет. Отлично формируется пространственное мышление, ребёнок видит объёмы, формы и цвета. Это прекрасная основа для развития способностей ребёнка и творческих и интеллектуальных. Направленность программы Программа имеет научно –техническое направление. Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. Конструктор LEGO это нечто большее, чем просто игрушки. Кубики LEGO совмещают творчество и веселье, они заставляют оживать целые вселенные. Игры с LEGO развивают у детей любознательность, социальные навыки и воображение. Кубики LEGO стимулируют развитие творческого потенциала ребенка. Даже в трёхлетнем возрасте дети прекрасно собирают модели, согласно инструкциям и помощи взрослого. Малыши также учатся "подражать", то есть строить конструкцию согласно образцу. Чтобы игра длилась дольше, сложность должна соответствовать возрасту ребёнка. Актуальность Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Кубик LEGO – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного обучения. Потому что, играя в LEGO, дети создают свой собственный мир и познают окружающий. Система обучения основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний, она идеальна для эффективной мотивации детей 21 века. Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для развития интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширения словарного запаса, развития логического и пространственного мышления. Отличительные особенности LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы - 3-5 лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников. Характеристика детей 3 – 5 лет. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Развитие социальных навыков. Дети данного возраста любят общество сверстников. Они часто играют вместе. При этом они социально и эмоционально развиваются, учатся взаимодействовать с несколькими партнерами одновременно. Совместные игры способствуют дальнейшему социальному развитию детей. Развитие мышления. Дети в этом возрасте очень любознательны, любят поэкспериментировать. Они должны учиться мыслить и находить правильные решения. Для них характерно стремление понять, как устроены окружающие предметы и для чего они предназначены. Речевое развитие. Дети расширяют свой словарный запас, разговаривая на интересующие их темы со взрослыми. Пока действия для них предпочтительнее обсуждений, но им нравятся новые слова, и они с удовольствием их повторяют. Увеличение словарного запаса помогает им задавать вопросы и отвечать на них, это облегчает их общение с другими детьми и взрослыми. Развитие творческих способностей. Дети данного возраста лет обычно очень гордятся тем, что они уже умеют. Детей в этом возрасте интересует даже не результат, а сам процесс – важно то, что они активны. И в этом их надо всячески поддерживать: развивать любознательность и интерес, приветствовать проявление энтузиазма. Физическое развитие. В младшем возрасте дети пытаются соотносить то, что они видят, с тем, что трогают и берут руками. Они начинают правильно определять мускульные усилия, необходимые для манипуляциями разными предметами. Отсюда повышенный интерес к новым вещам. Дети постепенно становятся усидчивыми, но им по-прежнему необходима частая смена видов деятельности. Средняя группа ( от 4 до 5 лет) К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Развитие мышления. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Речевое развитие. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по- прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов. Речь становится более связной и последовательной. Развитие творческих способностей. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Элементы продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании. Физическое развитие. В 4-5 лет дети нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы. Что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными. Объём и срок освоения программы Программа ориентирована на младший и средний дошкольный возраст (для детей 3-5 лет); Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная групповая работа, самостоятельная и практическая работа). и Принципы Лего-конструирования Основные принципы по Лего-конструированию: - от простого к сложному; - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, ее части, форму, цвет, какие использовались детали при сборке образца. В конце каждого месяца детям предлагается свободная тема, они строят по замыслу, показывая всем, что они освоили в течение данного месяца, что им наиболее интересно. Методика занятия строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, умение выслушивать мнение других детей, культура общения. Педагогические условия: Программа может реализовываться педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее педагогическое образование. Педагог должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) с учётом специфики программы, вести в установленном порядке документацию, соблюдать права и свободы обучающихся (воспитанников), поддерживать связь с родителями (законными представителями), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, соблюдать трудовую дисциплину. Организационные условия: Занятия проводятся в специально отведенном помещении во вторую половину дня, с группой воспитанников одного возраста, являющихся основным составом. Состав группы переменный. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: - личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка); - природосообразности (учитывается возраст воспитанников); -сотрудничества; -систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения; -«от простого к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности). -интеграции теоретического обучения с процессами практической, исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и техника –технологического конструирования - Режим занятий Занятия проводится с сентября по май каждого учебного года, всего 9 месяцев в год. - младший возраст: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. 1.2 Цель программы: - развитие интеллектуальных, конструкторских способностей детей, - формирование эстетического вкуса; Основные задачи: 1. развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их значением и строением. 2. Обучение планированию создания собственной модели и совместного проекта. 3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме. 4. Ознакомление с окружающей действительностью. 5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. 6.Развитие речи и коммуникативных способностей Для развития детского конструирования, как деятельности в программе применяются следующие формы организации занятий: - конструирование по образцу – заключаются в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способ их воспроизведения; - конструирование по замыслу – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: дети сами решают, что и как будут конструировать; - конструирование по теме – детям предлагается общая тематика конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями (законными представителями) Месяц Название темы Ноябрь «Пруд и его обитатели». Совместный проект по созданию макета: Утка с семьёй, семейство рыбок, и другие. Декабрь «Лес – наш дом природы» совместное моделирование диких животных, деревьев. Родители вместе с детьми собирают модели. Февраль «Ферма» совместный проект, в котором нужно собрать домик, грузовик, домашних животных. Март Апрель Май «Любимые сказки» мастер- класс по русским народным сказкам. «В мире животных» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Итоговое открытое занятие по теме «Будем вместе мы играть!» Совместное конструирование детей и родителей по замыслу. Работа с педагогами ДОУ: 1. Организация круглого стола для педагогов детского сада «Лего: учимся играя». 2. Проведение практических занятий по освоению способов работы с Легоконструкторами «Школа Лего» 3. Создание творческой группы «Лего в ДОУ» 4. Разработка рекомендаций - «Создание условий для детского конструирования с Лего-материалами». - «Леготека в ДОУ» 5. Изучение методической литературы по Лего-конструированию 6. Организация консультаций для педагогов 7. Посещение педагогами занятий по Лего-конструированию 8. Проведение круглого стола «Проблемы в создании образовательного пространства Лего-конструирования и пути их решения» 9. Творческий отчёт педагогов «Создание Лего-уголков в группе» 1.3 Основные задачи первого года обучения: 1. Развитие навыков классификации. 2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. 3. Активизация памяти и внимания. 4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии. 5. Развитие комбинаторных способностей. 6. Закрепление навыков ориентации в пространстве. Учебный план № направления 1 2 3 4 5 6 Транспорт Игрушки Животные Человек Создание макета По замыслу Итого: количество в месяц в год 1,5 12 2 18 1,5 15 0,5 6 0,5 8 1 9 7= 8 занятий 68 занятий Тематический план сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Темы занятий 1раздел Знакомство с конструктором 1. Сборка прямой змейки. 2. Сборка изгибающейся змейки. «Играем в сороконожку» 3. Постройка заборов из деталей прямоугольной формы 4. Ворота для заборчика 5. Постройка комбинированных заборов 6. Конструирование красивых ворот 7. Башенка. 8. Конструирование пирамидки 2 раздел Мы в лесу построим дом 1. Постройка пирамид 2. Постройка дерева 3. Мы в лесу построим дом 4. Сооружение одноэтажного дома 5. Строительство лесенки 6. Мебель для кухни (стол и стул) и комнаты (диван и кресло) 7.Сюжетно-ролевая игра «Дом» 8. Конструирование по замыслу 3 раздел Вода – волшебница 1. Постройка мостов для пешеходов 2. Улитка 3. Утята в озере 4. Моделирование утки с утенком 5. Волшебные рыбки 6. Аквариум 7. Создание модели кораблика 8. Конструирование по замыслу Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Декабрь Январь Февраль Март Апрель 4 раздел Как нам весело зимой. 1. Постройка горки 2. Постройка снеговика 3. Детская площадка 4. Снежинка 5. Елочка-красавица 6. Новогодняя мозаика 7. Подарок другу 8. Конструирование по замыслу 5 раздел Транспорт 1. Конструирование грузовой машины 2. Машина с прицепом 6 раздел Весёлые человечки 3. Моделирование девочки 4. Моделирование мальчика 5. Моделирование фигуры великана 6. Конструирование по замыслу 7 раздел Зоопарк 1. Создание модели кошки 2. Создание модели любимого животного 3. Вольер для тигров 4. Моделирование фигур диких животных 5. Моделирование крокодила 6. Животные в зоопарке 7. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» 8. Конструирование по замыслу 8 раздел Ферма 1. Построим загон для коров 2. Грузовая машина для фермера 3. Домик для фермера 4. Разные домики 9 раздел Что-то по небу летит. 5 Строительство простейших самолетов 6 Постройка модели вертолета 7. Конструирование птиц по образцу 8. Сюжетно-ролевая игра «Ферма» 10 раздел Полетим на Луну. 1. Конструирование ракеты 2. Конструирование лунохода 3. Космонавты 11 раздел Любимые сказки. 4. Моделирование персонажей сказки «Заюшкина избушка» 5. Моделирование персонажей сказки «Колобок» 6. Строительство сказочного средства 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7. 8. Май 1. 2. 3. 4. 5. передвижения Строительство «летучего корабля» Конструирование по замыслу 12 раздел Повторение «Жил на свете человечек один» Постройка модели кораблика по образцу Строительство маленьких машинок Строительство самолетов Конструирование по замыслу Итого: 1 1 1 1 1 1 2 68 часов Ожидаемые результаты первого года обучения: • Дети лучше ориентируются в пространстве; • знают названия всех деталей конструктора, основные цвета; • умеют считать в пределах пяти; • начинают самостоятельно конструировать, придумывать и собирать разные модели. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель второго года обучения – развитие интереса и конструкторских способностей детей к азам наглядного моделирования. Основные задачи: 1. развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их значением и строением. 2. Обучение планированию создания собственной модели и совместного проекта. 3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме. 4. Ознакомление с окружающей действительностью. 5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. 6. Развитие речи и коммуникативных способностей. Учебный план № направления 1 2 Транспорт Игрушки количество в месяц в год 1,5 12 2 18 3 4 5 6 Животные Человек Создание макета По замыслу Итого: 1 1 1,5 0,5 7.5 = 8 занятий 15 6 8 9 68 занятий Тематический план Сроки Содержание занятий Количество часов 1раздел Повторение Сентябрь Октябрь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. Ноябрь 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. Конструирование башни Мостик Веселые утята Красивые рыбки в пруду Гусенок Улитка Большие и маленькие пирамидки Конструирование по замыслу 2 раздел Дом Построим дом Разные домики Терем Мебель для комнаты Мебель для кухни Печка Детская площадка около дома Сюжетно-ролевая игра «Дом» 3 раздел Транспорт Постройка наземного транспорта Конструирование воздушного транспорта Строим гараж 4раздел Любимые сказки Моделирование персонажей сказки «Теремок» Моделирование великана Постройка модели трехглавого змея, дракона Постройка динозавра Конструирование по замыслу 5 раздел В лесу построим дом Лесной домик Моделирование двухэтажного дома Мебель 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Декабрь Январь Февраль Март Апрель 4. Русская печь 5. Сюжетно-ролевая игра «Дом» 6 раздел Ферма 6 Домик фермера 7 Грузовик 8 Сюжетно-ролевая игра «Ферма» 7 раздел «Как мы весело отдыхаем» 1. Создание модели робота 2. Создание модели машины будущего 3. Конструирование по замыслу 4. Конструирование на тему зимнего отдыха 5. Создание модели Деда Мороза 6. Конструирование зимнего городка 8 раздел Русские народные сказки 1.Конструирование избушки на курьей ножке 2.Создание модели Бабы Яги 3.Моделирование лебедя 9 раздел Сказки А.С. Пушкина 4. Создание модели корабля 5. Моделирование белочки 6. Постройка домика для белочки 7. Конструирование по замыслу 8. Сюжетно-ролевая игра «Дом» 10 раздел Наши любимые герои. 1. Создание модели Красной Шапочки 2. Создание модели Буратино 3. Создание модели Незнайки 11 раздел Зоопарк 4. «Мы едем в зоопарк». Строительство зоопарка 5. Моделирование слона 6. Моделирование обезьяны 7. Моделирование крокодила 8. Моделирование верблюда 12 раздел На космодроме 1. Ракета, космонавт 2. Конструирование космического корабля 3. Конструирование грузового самолета 4. Создание моделей робота 13 раздел Военная техника 5. Постройка военных машин 6. Конструирование вертолета 7. Моделирование военного корабля 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Май 8. Конструирование по замыслу 14 раздел Творчество 1. Моделирование самолета по картинке 2. Моделирование жар – птицы 3. Создание модели блина 4. Конструирование по замыслу Итого 1 1 1 1 3 68 часов 1 .4 Планируемые результаты Планируемые результаты освоения программы: Результаты первого года обучения: • Дети лучше ориентируются в пространстве; • знают названия всех деталей конструктора, основные цвета; • умеют считать в пределах пяти; • начинают самостоятельно конструировать, придумывать и собирать разные модели. К концу освоения программы умеют: • самостоятельно анализировать предмет, выделяют его характерные особенности; • работать по схемам сборки, т.к. у детей уже хорошо развито конструктивное мышление и воображение. • планируют процесс сборки при создании собственной модели: что, в какой последовательности следует делать. • начинают самостоятельно придумывать сюжеты игр и используют в этих играх свои модели, придумывают сказочные истории. • начинают экспериментировать со строительным материалом. Ожидаемые результаты освоения программы: Дети к концу освоения программы умеют: • самостоятельно анализировать предмет, выделяют его характерные особенности; • работать по схемам сборки, т.к. у детей уже хорошо развито конструктивное мышление и воображение. • планируют процесс сборки при создании собственной модели: что, в какой последовательности следует делать. • начинают самостоятельно придумывать сюжеты игр и используют в этих играх свои модели, придумывают сказочные истории. • начинают экспериментировать со строительным материалом. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий». 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график 3-4 года месяц Сентябрь Количество недель 4 Количество занятий 8 Количество Итого минут по 15мин. 120 Октябрь 4 8 по 15мин 120 Ноябрь 4 8 по 15мин 120 Декабрь 4 8 по 15мин 120 Январь 3* 6 по 15мин 90 Февраль 4 8 по 15мин 120 Март 4 8 по 15мин 120 Апрель 4 8 по 15мин 120 Май 3* 6 по 15мин 90 Итого: 34 недель 68 занятий 1020мин. = 17часов * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. Календарный учебный график 4-5 лет месяц Сентябрь Октябрь Количество недель 4 4 Количество занятий 8 8 Количество Итого минут по 20мин. 160 по 20мин 160 Ноябрь 4 8 по 20мин 160 Декабрь 4 8 по 20мин 160 Январь 3* 6 по 20мин 120 Февраль 4 8 по 20мин 160 Март 4 8 по 20мин 160 Апрель 4 8 по 20мин 160 Май 3* 6 по 20мин 120 Итого: 34 недель 68 занятий 1360мин. = 22,5 ч * в эти месяцы на праздничные дни государство выделяет дополнительные дни отдыха. 2.2 Условия реализации программы Развивающая среда Материально – техническое обеспечение: 1. Магнитофон; CD 2. Столы, стулья по количеству детей; 3. Светозвуковая картина; 4. Мягкая мебель 5. Компьютер 6. CD с фотоматериалами (образцов построек из Лего-конструктора) 7. Картинки, фотографии, рисунки по следующим темам: различные коттеджи, дома, замки, сказочные домики, мосты, беседки; мебель, бытовая техника, несколько картинок с обустройством комнаты; автомобили различного назначения: грузовые, легковые, «скорая», «милиция», подъемные краны, трактор, автобус и др.; воздушный транспорт: вертолеты, самолеты разного вида и назначения; водный транспорт: разного исторического периода и назначения; подводные лодки, батискафы; космические аппараты; поезда; изображения различных архитектурных памятников: пирамида Хеопса, ТаджМахал, Парфенон, Эйфелева башня, здания, характерные для китайской, японской архитектуры; фотографии достопримечательностей города Лабытнанги; животные, насекомые, рыбы, рептилии, птицы; динозавры. Конструктор Лего: 1. Базовый набор конструктора LEGO-DUPLO = 2 штуки; 2. Сюжетный набор «Ферма»; 3. Сюжетный набор «Зоопарк»; 4. Сюжетный набор «Дом»; 5. Сюжетный набор «Цирк» 6. Сюжетный набор «Ветлечебница»; 7. «Пожарная часть» 8. «Аэропорт» 9. «Железнодорожное депо» 10. Наборы конструктора LEGO-DACTA; 11. Пластины для работы (большие и малые) Дополнительный материал: Игрушки мягкие Игрушки перчаточные и марионетки для обыгрывания сюжетов Мелкие игрушки для развёртывания сюжетной игры Схемы, рисунки, иллюстрации. Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение реализации образовательной программы: Требования к образованию и обучению: Высшее педагогическое образование (бакалавриат) или среднее профессиональное педагогическое образование, как правило, в области дополнительного образования. Высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, как правило, в области, соответствующей направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы; рекомендуется получение дополнительного профессионального педагогического образования. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Требования к опыту практической работы: Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). Ограничения допуска к педагогической деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию. Педагогические работники проходят в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности.. Основные обязанности педагога дополнительного образования: • комплектует состав обучающихся детской студии и принимает меры по его сохранению в течении срока обучения; • осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы; • обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности; • обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся; • составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность; • выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию; • поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; • оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам образовательного учреждения ; • выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса; • оперативно извещает руководство доу о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажей. Методическое обеспечение программы Методика проведения занятий предусматривает освоение теоретического материала (словесные методы: беседы, обсуждения; наглядные методы: демонстрация, анализ схем, макетов) и практические работы для закрепления теоретической информации (упражнения, занимательные задачи, компьютерный практикум, конструкторские игры, проекты, программирование), самоанализ и анализ. В педагогическом процессе дополнительного образования детей используются различные технологии обучения: групповые технологии (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе); игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве); технологии проектного обучения (постановка проблемы, формирование темы, защита выполненной работы); технологии дифференцированного обучения (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей); технология проблемного обучения. Ведущим видом деятельности в возрасте 3-7 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приѐмов (занимательные конструкторские игры, увлекательные задания, упражнения). В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. В основе обучения конструированию и программированию лежит индивидуальный и дифференцированный подход. • 2.3 Формы подведения итогов(аттестации) реализации Программы По окончании каждой темы проводится занятие с использованием групповой формы - «Коллективный проект». Целесообразность использования групповой формы обусловлена обширностью тем, возможностью конструировать пространство, объединенное одной большой темой, стимулируя развитие у детей коммуникативных навыков, а также обобщение и закрепление изученного материала. Наряду с наглядными методами (демонстрация и анализ схем, макетов), многообразием вариантов сборки деталей конструктора в сочетании с самостоятельной конструкторской деятельностью используется частично – поисковый и проектноконструкторский методы. Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. 2.4.Оценочные и методические материалы Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.). Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится в таблицу (Приложение 1). Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. 1. Побуждение: - интерес к данному виду деятельности. 2. Знание представления: - название цвета детали; - название формы детали. 3. Умения: - группировка деталей по цвету, по форме; - скрепление деталей разными способами; - построение элементарных построек по образцу, по условиям, по творческому замыслу; - простейший анализ постройки; - работа в паре, в группе; - обыгрывание постройки. 4. Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели). 2.5 Методические материалы. Темы программы включают в себя теоретические и практические занятия. Важнейшим конечным результатом данной образовательной программы развитие умственных способностей через конструктивную деятельность. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые рекомендуется проводить с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний. На занятиях большое внимание уделяется развитию творческой активности, дается свобода выбора для проявления индивидуальности каждого ребенка. Основная задача - дать ребенку раскрепоститься, почувствовать себя настоящим конструктором, обрести уверенность в себе, поделиться своими творческими находками в решении той или иной конструктивной задачи. Анализ построек имеет игровой характер, что свойственно детям дошкольного возраста. Структура занятий: 1. Чтение стихотворения (загадка): дети, прослушав стихотворение (загадку), называют объект, который будем конструировать. 2. Рассматривание предметной (сюжетной) картинки: дети выделяют, из каких частей состоит объект, какого цвета, как можно с ним играть. 3. Демонстрация готовой модели: педагог вместе с детьми анализирует модель, с выделением частей, какие использованы детали конструктора, какого цвета детали. 4. Показ и комментарии сборки модели: после разборки модели, педагог собирает модель, объясняя последовательность сборки, как скреплять детали между собой. 5. Пальчиковая гимнастика: для развития мелкой моторики. 6. Самостоятельная сборка детьми модели: при необходимости индивидуальная помощь детям. 7. Обыгрывание построенной модели: дети делятся на подгруппы и играют друг с другом, используя в игре построенную модель. 2.6 Список литературы: 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1997. – 240с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. 3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 4. Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего). - М.: «ЛИНКАПРЕСС», 2001 г. - 88 с. 5. Конструируем, играем, учимся: учебное пособие. М., 1996.- 82с. 6. Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003. 7. Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. СПб.:Речь; М.:Сфера, 2010. – 128с. 8. Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. М. 2003. – 134с. 9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.:Академия. 1996.-336с. 10.Фешина Е.В..Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 144с. 11.Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. М., 2008.- 168с. Приложение 1 Мониторинговая карта по ЛЕГО-конструированию во второй младшей группе в _________ уч. г. № ФИ ребенка п/п Называет цвет деталей Называет детали Скрепляет детали конструктор а «Дупло» Строит элементарные постройки по творческому замыслу Строит по образцу Точность Итого скрепления и скорость выполнения Н.г Н.г Н.г Н.г Н.г Н.г К.г К.г К.г К.г К.г К.г Н.г К.г 1. 2. 3. 4. 5. 6. Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым. Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы. Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. 25