Пальчиковые физминутки

07.12.2022

Пальчиковые физминутки

         

 

 

 

Требования к физминуткам

 

1.     В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук, либо соответствующая лексическая или грамматическая категория.

2.     Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.

3.     В физминутку включаются, возможно, более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли максимально двигаться.

4.     Стихи должны быть доступны по содержанию.

5.     Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда запоминали.

                  

                            «Пальчик, как тебя зовут?»

         Каждому пальчику поочередно задается вопрос: пальчик, пальчик, как тебя зовут? Пальчики отвечают соответственно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Когда произносится вопрос, обращенный к нему, надо ритмично постукивать по столу. При ответе поднять пальчик как можно выше. У каждого пальчика своя эмоциональная окраска в голосе: низким голосом, с достоинством отвечает большой палец, хвастливо – средний, без особых эмоций – безымянный, весело, задорно – мизинец…

 

                            «Сорока-сорока»

         Руки согнуты в локтях. Кисти перед грудью, ладони прижаты друг к другу.

Сорока-сорока кашу варила,                           Круговые движения кистями,

Деток кормила,                                        как при скатывании шарика.

Этому дала,                                              Первые пальцы обеих рук рас-

Этому дала,                                              ходятся, друг друга постукивая.

Этому дала,                                              То же 2-ми, 3-ми, 4-ми.

Этому дала,                                              Руки разъединить, ладони

А этому не дала:                                      повернуть вперед.

Ты в лес не ходил,                                   I-й палец прижимается к ладони,

Ты дров не рубил,                                   как будто при счете. То же

Ты печь не топил,                                    2-м, 3-м, 4-м.

Ты кашу не варил,                                   Кисти сжимаются в кулаки, на

Кыш, бездельник,                                    слово «кыш» руки выбрасываются

Кыш, бездельник.                                    вперед, кисти выпрямляются.

    

                            «Две вороны»

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, повернуты друг к другу.

Две вороны на дубу                                Ритмично то сжимая, то разжимая

Раскричались поутру.                             ладони, противопоставлять

Кар, да кар, кар, да кар,                                   большой палец четырем остальным

Вот устроили базар.                                («вороны открывают клюв»).

Разводить прямые пальцы как можно шире. Упражнение выполняется обеими руками одновременно. Усложненный вариант игры – движение рук то правой, то левой чередуются.

 

                   «Стучит, бренчит»

Выпрямленные кисти лежат на столе.

Стучит, бренчит по улице,                      Постукивать по столу ладонями.

Фома едет на курице,                              Ребрами кистей, тыльной стороной

Тимошка на кошке,                                 ладоней, внутренним ребром обеих

Туда же по дорожке.                                         кистей, большой палец прижат к ладоням.

 

                            «Куда двигался звук?»

Детям предлагают закрыть глаза. Воспитатель, взяв звучащую игрушку, передвигает ее слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Дети говорят, как движется звук, называя и показывая направление рукой, отдельными пальцами.

 

                   «Три медведя»

Дети стоят, приготовившись изображать медведя, руки полусогнуты.

Три медведя шли домой:                         Дети шагают на месте вперевалку.

Папа был большой-большой,                          Поднять полусогнутые руки над

                                                                  Головой, тянуться кверху, руки

Мама с ним поменьше ростом,               на уровне груди.

А сынок-малышка просто,                      Присесть, продолжить покачиваться

Очень маленький он был,                        по-медвежьи. Встать, руки перед

С погремушками ходил.                         грудью сжаты в кулаки. Дети

Дзинь-дзинь-дзинь-дзинь.                       имитируют игру на погремушках.

         В этом упражнении необходимо учить произносить слова выразительно, в нужный момент менять интонацию и тембр голоса: медведи отличаются размером и характером.

 

                            «Сова»

Воспитатель читает потешку:

Совушка, сова                                          Пальцы обеих рук сомкнуты в

Большая голова,                                      кольцо, изображающие круглые

На колу сидела,                                       глаза совы, дети смотрят сквозь них.

В стороны глядела,                                 Дети медленно поворачивают

Головой вертела.                                               голову то вправо, то влево.

 

                            «На горе»

Дети стоят, руки опущены и сжаты в кулаки.

Ой, ребята, та-ра-ра!                               Один кулак поставить на другой.

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,                               Ритмично ставить кулаки один на

А на том лужке дубок.                                      другой, постепенно поднимая их

все выше, как при перехвате палки

руками.

 

                            «Капли»

Руки вытянуты вверх, ладони вперед.

Капля раз,                                                Медленно опуская руки, помахивать

Капля два,                                                кистями вниз, вверх.

Капли капают едва,                                 Хлопки руками, то и другое

Кап, кап, кап, кап.                                             движения делать ритмично, но медленно, через такт.

Стали капельки бежать,                                    При чтении второй половины стихо-

Капля каплю догонять –                                   творения те же движения выполнять

Кап, кап, кап, кап.                                             ритмично и быстро.

 

                            «Линии»

На прямой дорожке палка                      Дети рисуют в воздухе вытянутой

На кривой дорожке галка,                      вперед рукой длинные линии, ста-

По наклонной едут сани.                         раясь как можно отчетливее пока-

По волнистой – кот с усами.                   зать их особенности.

         При разучивании упражнений, можно показать простейшие рисунки, поясняющие понятия кривая, наклонная, волнистая линия.

 

                            «Пляска»

         Руки согнуты в локтях, кисти с полусогнутыми пальцами направлены вверх. Поворачивать кисти рук от себя.

Две резвушки хохотушки                       Поворачивать кисти рук от себя и к

Пляшут танец «тарарушки»                   себе.

Пляшут дальше, пляшут ближе,             Передвигать руки в указанном 

Пляшут выше, пляшут ниже,                           направлении.

Ногу влево, ногу вправо                         Ногами делать движения в стороны.

Пляшут лихо, пляшут браво.                           Махи кистями вверх, вниз.

 

                            «Карусели»

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, а потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

 

Дети стоят, произнося текст. Сначала постепенно убыстряют темп речи, затем замедляют. Соответственно задаваемому темпу вращают перед грудью кистями, сжатыми в кулак или делают вращательные движения каждым пальчиком.

 

                            «Забор»

Как у нашего Саввы                                Дети сидят, положив ладони на стол

Во дворе забор дырявый,                       Дети отводят поочередно пальцы.

Раз – дыра, два – дыра,

Три – дыра, четыре – дыра.

 

                            «Скок-поскок»

Скок-скок, поскок                                    Молодиченька –

Молодой дроздок                                             Невеличенька,

По водичку пошел,                                  Сама с вершок,

Молодичку нашел.                                  Голова с горшок.

 

Одна рука лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены как можно шире. Другая рука сжата в кулак. Выпрямлен только один палец-дроздок. Дроздок перешагивает поочередно через все пальцы лежащей руки слева направо и обратно. На вторую половину текста положение руки меняется.

 

                             «Углы»

Руки согнуты в локтях. Движения выполняются по показу логопеда.

Показать углы мы можем.

Руки так и этак сложим.

Вот прямой – на перекресток,                Концы пальцев обеих рук соединить

 Кончик стрелки – угол острый,             под 90°, кончики пальцев и локти

Кран с приподнятой стрелой -                соединены, запястья разведены.

Получается тупой.                                   К кончикам пальцев одной руки

                                                                  Приставлять локоть другой,

                                                                  изображается кран.

 

                             «Маша и Миша»

Вначале условиться, какая рука изображает Машу, а какая Мишу.

Вот, ребята, Маша, Миша.                     Кисти рук располагаются перед

                                                                  грудью горизонтально, ладонями

                                                                  вниз, на одном уровне.

Маша меньше, Миша выше.                   Одна рука опускается, другая

                                                                  поднимается.

Отбежали Маша с Мишей,                      Руки остаются на том же уровне.

                                                                  Дети раздвигают их от себя.

Маша – ближе,                                         Одну руку придвигаем к себе,

Миша – дальше.                                      другую отодвигаем от себя.

                             «Теремок»

Кисти рук поднять на уровне шеи, концы пальцев соединены, изображая крышу. Предплечья опущены.

Стоит в поле теремок,                             Пальцы раздвинуты в стороны.

На двери висит замок.                             Пальцы переплетаются в замок.

Открывает его волк                                 Движения сомкнутыми руками

Дерг-дерг, дерг-дерг.                              влево-вправо. Движения к себе и

                                                                  от себя.

Пришел Петя-петушок                                      Пальцы размыкаются, руки

И ключом открыл замок.                        занимают И.П.

  

                             «Братья»

Идут четыре брата                                  Пальцы выпрямлены, большой

Навстречу старшему.                              Палец отведен в сторону.

Здравствуй, большак,                              Опустить четыре пальца, прижав к

говорят.                                                    ладони, изобразив как бы наклон и

                                                                  снова распрямить.

- Здорово, Васька-указка,                       Большой палец прямой, поочередно

Мишка-середка,                                       соединяется с остальными пальцами

Гришка-сиротка,

Да крошка – Тимошка.

Просмотров всего: , сегодня:

Пальчиковые физминутки.doc (скачать)

Дата создания: 16.12.2022

Дата обновления: 19.12.2022

Дата публикации: 07.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти